КАМИЛА ШУКУРОВА
Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного дошкольного образования главной чертой преобразования является переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Все дети, независимо от индивидуально-психологического развития, нуждаются во взрослом, который целенаправленно сознательно использует все приемы и методы для формирования характера либо определенных черт характера ребенка. Однако, по сей день некоторые стереотипы сознания педагогов и отдельные направления образовательной практики не направлены на их индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Единый режим в дошкольных образовательных учреждениях так же не дают возможности развиваться ребенку индивидуально. Дети одной группы-живые и медлительные-должны в едином темпе одеваться, засыпать, заниматься, есть и тд., у педагога возникают трудности взаимодействия с ребенком, отличающийся своеобразием. В разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме (Ушинский К. Д, Сухомлинский В. А. и др.) с позиции развития индивидуального своеобразия личности ребенка. В своём исследовании Ковальчук Я. И. «Индивидуальный подход в развитии ребенка» подчеркивал, что индивидуальный подход влияет на положительное формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в конкретной системе:
Публикация «Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ» размещена в разделах
-изучение и выявление причин формирования особенностей характера и поведения,
-определение необходимых средств и методов,
-создание четких организованных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.
Принцип индивидуального подхода педагога к ребенку заключается в отведении специально организованной развивающей среде, в которой ребенок действует самостоятельно, в соответствии со своими потребностями, способностями, склонностями, интересами, темпами развития и тд. Международный опыт и зарубежные технологии вносят позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, обогащая и раскрепощая профессиональное сознание педагогов. Среда является основным средством развития личности ребенка, начало индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого-открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. При создании предметно-пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
2. Особенность его эмоционально-личностного развития
3. Потребности, интересы, предпочтения
4. Исследовательский интерес, любознательность, творческие способности
5. Возраст и гендерные особенности
Каждый из этих факторов уточняется при построении предметно-пространственной среды.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, а также возникающую потребность в уединении. Для создания оптимального баланса в совместной и самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе создаются зоны для различных видов деятельности. Принимая во внимание эмоционально-личностное развитие воспитанников, проектируются зоны, где ребенок мог бы хранить свое личное имущество. В целях реализации индивидуальных способностей и интересов среда должна предоставить право ребенку на любимое занятие. Для этого необходимо периодичное обновление материала и оборудования. Полный выбор возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами формирует развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, для детей 3-4 лет должны быть широко предоставлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет- конструктивная зона и т. д. Учитывая гендерные особенности детей, среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагога с детьми; ее эффективность становится в том случае, если она создает поддержку индивидуальности ребенка и реализацию склонностей, интересов и потребностей. Осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «поправки» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе воспитания и обучения.