Балаклейская Надежда
Консультация «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями»
Как отмечают исследователи Л. Ф. Островская, Е. П. Арнаутова участие всех членов семьи в воспитании ребенка, установить доброжелательные контакты, взаимные деловые отношения в наибольшей мере позволяет индивидуальная работа с родителями. Далеко не обо всем можно говорить с отцами и матерями на родительском собрании, на групповых консультациях или во время утренних и вечерних встреч в детском саду: самые сокровенные вопросы, связанные с трудностями воспитания, требуют и время, и соответствующей обстановки. Не каждый отец или мать могут просить совета в присутствии посторонних лиц или открыто рассказывать о том, что их беспокоит в развитии и поведении ребенка.
Публикация «Консультация „Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Индивидуальная работа с родителями сложна и многогранна, отмечала Э. А. Лиштованная. В процессе индивидуальной работы, когда установлены доверительные контакты между педагогами и взрослыми членами семьи, имеющими отношение к воспитанию ребенка, появляется возможность оказать помощь конкретным советом, консультацией.
Рассматривая проблему индивидуального подхода в работе с родителями следует отметить, что сожалению, ошибки и трудности есть не только у родителей, но и у педагогов в работе с ними. Анализ работ по данной проблематике показал, что педагоги считают, что инициатива в общении должна идти от родителей, они вступают в беседы с отцом или матерью, только если сами не справляются с ним или возникает какое-то неблагополучие и т. д.
Не зная условий семейного воспитания, отмечала Е. П. Арнаутова, педагоги ориентируются на «среднего» родителя : не дифференцируют условий семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуры, образования, возрасту.
Индивидуальный подход к родителям это совокупность способов и приемов воздействия на каждого родителя с целью совершенствования семейного воспитания.
Е. Э. Шишлова пишет, что сущность индивидуального подхода заключается в том, что он предполагает прежде всего изучение и учет различий, особенностей детей, рассмотрение индивидуальных особенностей как сложного взаимодействия биологических, психофизиологических и социальных факторов. Важно отметить, что индивидуальный подход создает необходимые условия для развития личности каждого, благополучного самочувствия в обществе. Опираясь на исследование Е. Э Шиловой, можно считать, что данные выводы о сущности индивидуального подхода к детям можно отнести и к сущности индивидуального подхода в работе детского сада с семьей. Следует заметить, что индивидуальный подход не должен ограничиваться изучением и учетом индивидуальных особенностей, он должен развивать и обогащать положительные черты каждого.
Актуальность индивидуального подхода к родителям диктуется необходимостью полнее реализовать современные воспитательные возможности семьи, помочь отцам и матерям восполнить пробелы в их педагогических знаниях. Традиционные родительские собрания и групповые консультации (т. е. коллективные формы работы) не всегда дают нужный эффект. Часто семья и педагоги, воспитывая одного и того же ребенка, при отсутствии индивидуальных контактов бывают изолированы друг от друга.
Индивидуальные формы работы с родителями, считает С. В. Крамеренко позволяют учитывать особенности личностных качеств родителей, различный уровень педагогической культуры, стиль воспитания, индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, некоторые вопросы интимного характера не могут обсуждаться в коллективе и требуют индивидуального общения педагога с родителями.
Следует обратить внимание на то, что индивидуальная работа с родителями обогащает контакты детского сада и семьи, создает возможность наметить конкретную программу воспитания ребенка, преодолевая отклонения в его поведении, если они имеются. Индивидуальная работа с родителями необходима еще и потому, что семья -глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы.
По мнению ряда исследователей (Т. П. Гаврилова, А. Б. Добрович, О. Л. Зверева, В. К. Катырло, С. А. Ладывир, родители способны осознать значимость эмоциональных переживаний ребенка, если обладают определенным багажом педагогических знаний.
Под педагогической культурой родителей считает Т. А. Маркова понимается прежде всего отношение к воспитанию, уровень психолого-педагогических знаний и практических умений. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей выступает педагогическая подготовленность, которая характеризуется прежде всего определенной суммой приобретенных психолого-педагогических знаний, умениями и навыками родителей, а также отношением к воспитанию. Вполне естественно, что родители имеют различный уровень педагогической и психологической подготовленности.
О. Л. Зверева считает, что работу с родителями следует проводить дифференцированно, то есть с учетом имеющихся у них психолого-педагогических знаний, умений, навыков, желания их пополнить, интереса родителей к методам воспитания ребенка, наличия у них осознанного, критического отношения к своей воспитательной деятельности.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что только всестороннее изучение каждой конкретной семьи, знание ее особенностей и стиля воспитательной деятельности, а также того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом позволит осуществить индивидуальный подход к ребенку и его родителям.