Людмила Поротикова
Индивидуальный подход в коррекционной работе
▼ Скачать +Заказ
Основные принципы психолого-коррекционной работы в нашей стране разработали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве – игра, в младшем школьном детстве – учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. Это развитие в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации этих процессов.
Публикация «Индивидуальный подход в коррекционной работе» размещена в разделах
Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями. Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности. Но при этом следует учитывать, что это происходит в скрытом, не доступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка», причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
Требования индивидуального подхода не означают противопоставление личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.
Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательной диагностике каждого ребенка и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических и речевых возможностей. Ближайший вероятностный прогноз развития определяется, исходя из «зоны ближайшего развития».
Дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют проблемы в развитии памяти, внимания, восприятия, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Они часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжелого характера. Это способствует формированию негативного отношения к занятиям. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Только установив доверительные отношения с ребенком, заинтересовав его, внушив уверенность в обретении нормальной речи, можно добиться успехов в коррекционной работе.
Средствами реализации индивидуально-дифференцированного подхода являются :
- создание специальной развивающей среды с учетом особенностей развития детей;
- дозированная индивидуальная образовательная нагрузка, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальная помощь в виде стимуляции к действию, дополнительному пояснению