Анар Кожабаева
Статья «Имидж и миссия педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто они - учителя? Какова их миссия? Какими качествами они должны обладать?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопросы.
На наших глазах меняются времена, меняются люди. Меняется и жизнь детей. Новое общество порождает новые требования к профессии учителя и влияет на ее содержание.
Раньше миссия учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний и проверить степень их усвоения. А сегодня - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к обучению, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от наших воспитанников.
Публикация «Статья „Имидж и миссия педагога“» размещена в разделах
Имидж… Термин «имидж» широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж – характер, темперамент и внутренний мир. Социальный имидж – роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.
На современном этапе более актуальным становится вопрос о социальном имидже, т. к происходит снижение статуса преподавателя.
Какие факторы влияют на социальный статус педагога?
Одним из основных факторов, как уже упоминалось, является общество. Любое изменение в его настроении,образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь отражается на социальном имидже учителя, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с воспитанниками.
Сегодня происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя. Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется.
Ситуация усугубляется: социальный статус учителя понижается, отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. СМИ стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. Все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя.
Государство создает возможные условия для повышения престижа профессии учителя. Так, согласно Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, планируется усовершенствование программ подготовки педагогов, программ магистров образования, а также программ повышения квалификации. Также в этой программе сказано: «Для повышения статуса учителя планируется внедрение новой системы оплаты труда и доведение к 2020 году уровня оплаты труда педагогических работников к заработной плате в частном секторе»
Это хорошо, но, и сами учителя должны приложить усилия, чтобы поднять статус своей профессии на должный уровень.
В Концепции развития образования РК на 2011-2015 годы сказано: «Основным звеном реализации новой модели образования должны быть педагогические кадры новой формации»
Попробуем раскрыть этот термин «учитель новой формации». Кто он? И как соответствовать ему.
Прежде всего, он - профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Также, он- очень образованный, широко эрудированный, мобильный, коммуникабельный, креативный человек, то есть учитель «нового поколения». Педагог должен всегда стремиться к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время почти во всех странах Европы осуществляются и планируются структурные и качественные изменения образовательной системы. Так, одним из шагов изменения в данном процессе является Программа курсов повышения квалификации Республики Казахстан, которая базируется на теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию. Хотелось бы, чтобы данная программа относилась к педагогам не только общеобразовательных школ, но и дошкольных организаций. Так как после прохождения этих курсов можно ставить современные уроки, что тоже требуется учителю новой формации.
ИКТ является значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании.
Отличительными чертами современного педагога, педагога новой формации, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин участия учителей в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.
Многие согласятся со словами Мэри Кей Эш: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.
В заключении хочется сказать, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. На каждом этапе времени социальный статус педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. И все вышеперечисленные его качества – «подвижны» т. е. необходимы ему в связи с требованием «нового» времени.
Но есть и такие качества учителя, которые не должны зависеть от времени. Из поколения в поколение неизменными остаются - любовь к детям, искренность, умение общаться, доброжелательность. У педагога с такими качествами ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.