Юлия Орехова
Имидж и этикет социального работника
▼ Скачать + Заказать документы
В работах современных ученых-психологов сделан вывод о том, что компоненты, входящие в структуру имиджа социального работника, оказывают влияние на психологическое, социальное, нравственное, соматическое и физическое здоровье пожилого человека. Есть мнение, что восприятие пациентом социального работника положительно влияет на течение болезни. Исследования также показывают, что социальные работники с негативным индивидуальным имиджем провоцируют рост уровня тревожности у больных людей.
Публикация «Имидж и этикет социального работника» размещена в разделах
В современных условиях усугубляющихся социальных проблем, снижения показателя здоровья людей возрастает объективная потребность в формировании позитивного имиджа социального работника.
В сознании современного человека последнее время закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависят профессиональный успех и признание. Под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо; имидж отражает социальные ожидания определенной группы.
Формирование имиджа происходит стихийно, но может являться результатом работы специалистов». Можно сказать, что имидж предоставляет информацию о человеке, влияет на характер общения и позволяет конструировать себя согласно своему желанию. Имидж имеет несколько характеристик, но нас больше всего интересует социальная и символическая.
Социальная характеристика имиджа часто зависит от сложившихся в обществе представлений, она навеяна особенностями менталитета конкретной страны и существующими тенденциями моды. Другая сторона имиджа глубоко символична. Именно она позволяет трактовать поступки, стиль одежды и манеру речи человека. Символическая характеристика имиджа считается самой устойчивой, так как является продуктом цивилизации, и прочно укоренилась в подсознании людей.
Имидж может быть положительным и отрицательным. Реальна ситуация, когда у одной и той же группы людей мнение об одном и том же человеке одновременно и положительное («как специалист он хорош», и отрицательная («а как человек он нам не нравится»).
Имидж подразделяется на профессиональный и личностный. При этом личностный имидж подразумевает характерологические особенности, не имеющие прямого отношения к социальной роли человека.
Известный специалист по имиджу, благодаря которому само понятие «имидж» и имиджелогия зазвучали на русском языке, В. М. Шепель выделяет шесть качеств, которыми обладает человек, наделенный привлекательным (позитивным) имиджем : внешняя привлекательность, склонность к общению и лидерство, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию, психологическая андрогиния (наличие психологических качеств, присущих противоположному полу).
Ведущий имидж-технологией в стратегическом в оформлении имиджа социального работника является самопрезентация. Самопрезентация - сложное искусство, которым должны владеть социальные работники. Социальный работник своей личностью, стилем поведения и манерой одеваться должен располагать к общению. Психологи-исследователи предлагают при формировании профессионального имиджа делать акцент на следующие характеристики: образованность, любовь к людям, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, терпеливость, гуманность, и, конечно, любовь к профессии. Можно добавить в этот список такие качества характера, как такт, чувство юмора, доброжелательность, искренность, умение улаживать конфликты, умение контролировать свои эмоции, нравственное поведение, опрятность.
Ученые утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Один из ведущих имиджмейкеров А. Ю. Панасюк подчеркивает, что имидж человека – это «сложное системное образование, представляющее собой комплекс частных имиджей». Совершенствуя частный имидж в своей профессиональной деятельности, социальный работник может создать свой благоприятный образ в целом, как в глазах пациентов, так и в глазах коллег.
Правило выбора одежды для специалистов, работающих с пациентами на дому: адекватность ситуации; удобство фасона; комфортность; свобода движений и действий; привлекательней внешний вид.
Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. От того, на сколько внешний вид и поведение, речь социального работника будут соответствовать общепринятым правилам этикета, будет зависеть не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе. Для того чтобы строить свое общение и поведение в соответствии с этикетом, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л. С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета, мы рассмотрим два из них: принцип гуманизма и принцип учета народных обычаев и традиций.
Принцип гуманизма. Он требует уважения к человеку, соблюдения достоинства личности, доброжелательного отношения и воплощается в таких требованиях, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно учитывать потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими клиентами. При всей их сложности в основе лежит уважение к человеку, умение держаться с достоинством и уважение чужого достоинства - вербальное и невербальное проявление их может быть различным. Поэтому, оказавших среди представителей другой культуры, следует знать национальные традиции и обычаи народа, чтобы случайно не попасть в неловкое положение.
Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения социальных работников послужат целям соблюдения в государственной социальной службе этических норм и правил человеческого общения, исторически сложившихся нравственных устоев народов, населяющих территорию Российской Федерации, традиций жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие, совестливость и скромность, осуществлять саморазвитие чувства социальной справедливости.