Оксана Андреева
Игровая культурная практика ребенка, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка –игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и своего воображения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Для детей дошкольного возраста игра служит одной из ведущих, при условии, что вся его жизнь протекает относительно благополучно (т. е. нет стрессовых ситуаций, серьезных волнений, тревожности, обеспечено чувство безопасности и пр.). Игровая культурная практика ребенка – это лежащий на его актуальных и перспективных интересах и обычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, его душевного самочувствия и поведения, а также уникального индивидуального жизненного опыта, который складывается в процессе этой деятельности. Если у ребенка удовлетворено чувство безопасности, удовлетворены его основные потребности, то при специально созданных или спонтанных условиях, он включается в игровую деятельность. При этом важным условие становится наличие свободного времени. В некоторых случаях игровая деятельность для ребенка может стать настолько предпочтительной для ребенка, что он начинает ее воспринимать как реальность. Ж. Пиаже указывал на то, что только в дошкольном возрасте для ребенка существуют сразу две сферы: игры и действительности, причем сфера игры для него более реальна, чем сфера действительности. В ходе игры дети вступают в реальные, а не фантазийные отношения. То есть, жизнь дошкольника двойственна : с одной стороны, она отражает реальность, в которой взрослые, с другой – фантазийный мир, полный сказочных персонажей.
В процессе воспитания дошкольников в образовательном учреждении, педагоги акцентируют внимание ребенка как на реальные образы, так и на вымышленные: «Посмотри, все ребята обулись, тебе тоже нужно обуть свои ботиночки» (реальность). «Закройте глазки и представьте перед собой тридевятое царство» (фантазийная ситуация).
Например, у ребенка существует какое-то желание, допустим, у него нет машинки на пульте управления, в отличие от сверстников. Благодаря игровой культурной практике, у ребенка есть возможность не только нафантазировать, но и реально прожить опыт игры с такой машинкой, представляя обычную машинку радиоуправляемой. Ребенок, который обделен вниманием, лаской выдумывает свои миры, в которых эти проблемы решаются. Конечно, ребенок вынужден возвращаться к реальности, однако его проживание в выдуманном мире имеет особое значение. Периодическое переключение в мир фантазии – это своеобразная психологическая защита для ребенка, «терапевтическое» замещение реальности, отдых от реальности, которую он не в силах изменить. Также в вымышленном мире ребенок имеет свободу выбора. Таким образом, природная страсть к игре, фантазии помогают дошкольнику в сложных жизненных обстоятельствах, а возможности игры помогают ребенку социализироваться, то есть накапливать и усваивать социальный опыт человечества. Психика человека сложна и многогранна, в ней предусмотрены защитные механизмы, один из которых – погружение в сказочный мир. Со временем ребенок демонстрирует уже другие механизмы защиты, но нельзя не согласиться, что этот ранний механизм самый безобидный и всегда доступный для ребенка.
Однако в сюжетно-ролевой игре дошкольник может выбрать себе роль отрицательного героя. Это говорит о каких-то проблемах ребенка, скоплении негатива в его психике, нежелательных условиях. Зачастую ребенок проводит целый день в дошкольном учреждении в связи с загруженностью родителей. В таком случае особенности игры могут зависеть от педагогов данного учреждения. Гуманные педагоги стремятся создать определенные условия, организовать педагогический процесс так, чтобы во всем был призыв к свету, добру и истине. Главная задача педагога – практиковать «добро».
Таким образом, игровая деятельность дошкольников как особая культурная практика удовлетворяет актуальные запросы ребенка и общества за счет потенциальных социальных возможностей игры. В процессе игры дошкольник усваивает определенные социокультурные нормы, характерные для данного общества.