Ольга Николаева
Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР
Формирование количественных представлений у детей с ЗПР проходит а игровой деятельности. Рассмотрим некоторые виды игр на разных этапах.
На первом этапе решаются задачи в игровой и практической деятельности.
Игра “Угадай”. Прячем в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т. д.). Например, в одной руке — один камешек, в другой много, и предлагал угадать в какой — один, в какой — много. Угадывая, ребенок пользовался словами “один”, “много”. После ответа раскрываем ладонь, показываем предметы и спрашиваем “Сколько?”.
Публикация «Игровая деятельность в процессе формирования количественных представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Детей учим составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет. Отвечать на вопрос “Сколько?”. Предлагаем детям игры, в которых дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов.
На следующих занятиях показываем детям, что множества могут быть различными по численности.
Для этого проводим игры “Самолеты”, “Разноцветные фонарики” и т. д.
После этого переходим к установлению равенства между двумя группами предметов. Сравнение двух групп предметов начинаем со знакомства с приемом наложения.
Детям даем карточку с нарисованными изображениями однородных предметов (листики, зайчики, ягоды расположенные в ряд на небольшом расстоянии друг от друга) и коробку с мелкими предметами. Количество игрушек больше, чем предметов на карточке. Это необходимо, чтобы дети поняли: множество может быть различным по численности. Рассказываем и показываем детям как надо раскладывать игрушки: на каждый рисунок — по одной, оставляя между ними свободные промежутки. И предупреждаем детей о том, что если все изображения на карточке будут закрыты, то лишние предметы останутся на подносе.
Прочно усвоить необходимые знания помогают многократные упражнения-сравнения различных предметов путем наложения. Здесь используем самый разнообразный материал: зайчикам раздаем морковку, белкам — орешки, девочкам — мячи и т. д. Учим дошкольников выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. Не пересчитывая предметы, показываем детям, что числовой состав может быть различным.
Учим детей выкладывать предметы правой рукой слева направо, показываем, что надо делать, произнося при этом: слева — направо. Предлагаем повторить движение.
Когда дети достаточно овладеют навыками сравнения двух групп предметов с помощью наложения, показываем новый способ — приложение
.
Даем детям карточки, разделенные горизонтальной линией. На ее верхней полоске нарисованы предметы или игрушки. Нижняя полоска свободна. Количество предметов от 3 до 5. На подносе или коробке находится счетный материал: силуэты предметов, геометрические фигуры и т. д. Количество предметов на один больше или меньше, чем изображено на карточке.
На занятиях сравниваем разные предметы: белок и елочки, зайцев и морковки, чашки и блюдца. В конце все вместе проверяем (приемом наложения, правильно ли выполнено задание.
Закрепляем полученные знания в дидактических играх “Скорый поезд”, “Кот и мыши”, “Воробушки и автомобиль”, “Рыбак и рыбки”, “Птички”, “Бабушкины цветы”.
Игра “Скорый поезд”. Из стульев, поставленных в ряд, сооружаем поезд. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Вместе с детьми выясняем, всем ли хватило места, сравниваем чего больше или меньше — вагонов или пассажиров. Определив чего больше, меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Убираем, добавляем количество вагонов, и каждый раз при сравнении будет новая для детей ситуация.
На занятиях детям показываем, что сравнивать можно не только предметы, но и звуки, движения. Учим детей воспринимать множества с помощью различных анализаторов: слуховых, зрительных, двигательных. Дети воспринимали на слух количество звуков и стараются воспроизвести количество движений.
Даем детям задание: “Я буду хлопать в ладоши, а вы поставьте столько игрушек, сколько раз я хлопну в ладоши”.
Хлопаем один раз — дети выставляют на стол по одной игрушке и объясняют, почему они столько поставили.
Хлопаем несколько раз — дети отсчитывают такое же количество игрушек и объясняют свои действия.
На втором этапе могут проводиться следующие игры.
Игра «Как же Незнайка ошибся» предполагает соотнесение цифр и количества предметов: в коробочке с цифрой 1 лежит 1 морковка и т. д. Затем Незнайка путает количество предметов и цифры.
На третьем этапе эффективны дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница».
Следует заметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании количественных представлений, т. к именно в таких играх дети выполняют правила игры: находят ошибки, если количество предметов не соответствовало цифре, стоящей рядом; выполняют задание кто быстрее; определяют, что изменилось, и т. д. Решают очень важные для развития учебные задачи, учатся отсчитывать из большего меньшее количество предметов, отсчитывать предметы по заданному числу и образцу. Образцом служат числовая карточка с изображением на ней разных по численности групп предметов или геометрических фигур. Определенное количество звуков тоже служит образцом. Дети, слушают задание, считают количество звуков, данных в образце, и отсчитывают такое же количество игрушек, предметов.
На конкретном материале учим детей из неравенства делать равенство и наоборот, из равенства — неравенство. С подобного рода заданиями дети уже сталкивались на II этапе. Теперь дети оперируют числами в пределах 10 и учится сопровождать свои действия словами.
Продолжаем, начатую на первом этапе работу по закреплению представлений о независимости числа о величины предметов, от расстояния между ними и пространственного расположения элемента в группе предметов. На наглядных примерах показываем, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких больше чем больших, а также больших и маленьких предметов может быть поровну независимо оттого, что при этом они могут занимать неодинаковое пространство.
Важно, чтобы дети научились уверенно вести счет в пределах десяти в прямом и обратном порядке, т. е. прочно усвоили последовательность чисел натурального ряда. Кроме того, они должны уметь считать, начиная с любого числа и заканчивать счет на заданном числе. Для этого используем разнообразные задания:
— Два, кто знает — тот дальше считает.
— Пять, кто знает — пусть обратно считает.
— Какое число больше трех, но меньше пяти?
— Мы пошли в театр. Наше место 6-е. Какие места будут рядом?
Таким образом, формирование количественных представлений у детей с ЗПР требует увеличение количества тренировочных упражнений, в том числе связанных с активными действиями детей: ходьбой, бегом, бросанием мяча, хлопками и т. д. Игровая форма заданий маленьких детей воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Игры и занимательные упражнения подбираем такие, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые, которым нужно дать посильное задание.