Валентина Климкина
Опыт работы «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыкальная деятельность как средство
формирования нравственно-патриотических качеств
у детей старшего дошкольного возраста».
Я - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№ 80», хочу поделиться опытом своей работы с детьми.
Проблема нравственно-патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике.
Публикация «Опыт работы „Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А. С. Макаренко.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной задачей ставит развитие целостной личности ребенка.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», «О днях воинской славы (победных днях, Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н. Ветлугиной, А. Кенаман; "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя". О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Н. В. Алёшина. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Л. А. Кондрыкинская. «С чего начинается Родина?»
О. П. Радынова. «Музыкальное воспитание дошкольников»
Целью моей работы является нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через всестороннее гармоничное развитие, это проведение праздников, музыкальных досугов, развлечений, конкурсов.
Для реализации цели решаю задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие музыки.
2. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к
близким людям через певческую деятельность, музыкально-театральную
деятельность, слушание музыкальных произведений.
3. Воспитывать патриотические качества через слушание музыкальных
произведений и певческую деятельность.
4. Формировать первичные представления о культурных и нравственных
ценностях в музыке через слушание музыкальных произведений, музыкально- театральную деятельность, беседы, праздники.
Для решения этих задач используются такие формы организации работы, как занятия, беседы, игры, развлечения, фольклор.
Правильно организованная культурно - досуговая деятельность, помогает мне раскрыть внутренний мир ребенка. Принимая участие в праздниках и развлечениях ребёнком, раскрываю его духовный и творческий потенциал, который даёт возможность адаптироваться в социальной среде, развиваю природные вокальные данные детей, принимаем активное участие воспитанников в городских фестивалях- конкурсов.
Мои воспитанники принимают участие:
• в городском фестивале-конкурсе календарно- обрядовых праздников «Солнце ворот»
• городском фестивале-конкурсе детского творчества «Хрустальный башмачок»
• в городском детском конкурсе «Минута Славы»
• в городском детском конкурсе «Звонкие голоса»
• в городском песенном фестивале «Под мирным небом»
• в городском фестивале детского творчества «Зажигаются звездочки»
• в городском экологическом фестивале- конкурсе «Жаворонушки»
Через участие в конкурсах и фестивалях приобщаю наших детей к культуре русского народа. патриотизма, любви к Родине в российском обществе.
Разрабатывая сценарии досугов, опираюсь на здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику. Для этих целей мною подобрана картотека этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотека с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик.
Для формирования нравственно – патриотических качеств дошкольников я использую следующие методы:
Наглядно-слуховой
Словесный
Художественно-практический
Метод прямого воздействия
Метод проблемного воспитания
Основой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников выступают следующие принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание
осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому
ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога, родителя и ребенка.
3. Принцип интеграции – взаимосвязь различных видов детской деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок
изучения материала, где новые знания опираются на опыт полученный ранее.
5. Принцип доступности – образование тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
6. Принцип проблемного обучения – в процессе музыкальной деятельности : игр, развлечений, досугов, викторин, занятий дети подводятся к самостоятельному добыванию новых знаний, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога — музыкальный руководитель должен владеть знаниями и опытом нравственно-патриотическими качеств, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала — ведущий вид деятельности дошкольника — игра, поэтому его образование должно опираться именно на нее. («Развиваем играя»)
В нашем детском саду отводится немало времени патриотическому воспитанию детей. Но главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник, который детям приносит радость не только само мероприятие, но и подготовка к нему, в ходе которой я знакомлю с музыкальным материалом, историей, костюмами, народным творчеством.
С воспитанниками старшего дошкольного возраста формирую и воспитываю любовь к семье, городу, своей малой Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, культурному достоянию своего народа. Достижению этих целей способствует музыка.
Воспитанию нравственных качеств личности дошкольников способствует разучивание и слушание песен, в которых мы поем песни о любимых и близких людях (песни о маме, папе, бабушке, друзьях, о своем городе, о военных годах и защитниках Отечества и т. д. Очень помогает в работе музыкальное приложение к журналу «Музыкальный Руководитель»,
Песни «Армии-Ура!», «Идет солдат по городу», «Поздравляем пап», «Россия», «Когда мои друзья со мной» и т. д., я сразу же включила в работу по патриотическому воспитанию. Дети с интересом восприняли новые для них песни и с радостью откликаются на их характер и темперамент.
Сотрудничество с семьей помогает получить эффективный результат в воспитании и обучении детей. Семья играет важную роль в жизни ребенка, и я привлекаю родителей к своей работе. Традиция ДОУ проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно - досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, и их родители.
Ставлю определенные цели:
• приобщить родителей к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в семье и ДОУ,
• организовать досуг детей и родителей, воспитывать нравственно, физически и психически здоровых и хорошо подготовленных к школе детей.
Совместная работа с семьей позволяет объединить педагогическое воздействие на ребенка. В результате проведенной работы, число родителей, принимающих участие в совместных культурно - досуговых мероприятиях значительно выросло. Результатом такой работы являются различные формы взаимодействия.
• Анкетирование
• Консультирование
• Устные сообщения
• Статьи в музыкальных уголках
• Тематические встречи
• Детская фонотека
• Тематические праздники
• Концерты
Главным достижением нашего пед. коллектива в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе : объединённые усилия заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, всех воспитателей.
Анализируя свою работу по организации и проведению патриотических мероприятий дошкольников, я сделала вывод, что постепенно ребёнок осознаёт, он – частица большого коллектива – детского сада, группы, творческого коллектива и всей нашей страны.
Но главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически.
Закрепить эту основу можно, пополняя опыт участия детей в общих делах, упражняя их в нравственных поступках, которые реализуются в праздниках и развлечениях:
• «День Знаний»
• «Осенние праздники»
• «День Матери»
• «День уважения к старшему поколению»
• «Рождество»
• «Масленица»
• «День Защитника Отечества»
• «Праздник –Мамин день»
• «Пасха-светлый праздник»
• «Праздник Детства»
• «Весна Победы»
• «Путешествие в волшебную страну Феи Весны»
• «Праздник Ивана Купала»
• Концерты воспитанников для пожилых людей и инвалидов МБУ «Центр социального обслуживания населения»
Опыт своей работы размещаю на международном образовательном портале Маам.
Стараюсь помочь своим воспитанникам сформировать представление о богатстве и ценности нашей страны, которым является сам ЧЕЛОВЕК.