Татьяна Гицевич
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников.
Наиболее благоприятные условия для полного развития ребёнка складываются именно в детском коллективе. Детский коллектив имеет огромное влияние на развитие личности : формирует её, создаёт почву для самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.
Темочки:
С первых дней пребывания ребёнка в детском образовательном учреждении воспитатель приобщает его к социальной действительности. Каждый ребёнок это личность,у которой есть свои особенности. Процесс развития этих особенностей тесно связан с окружающей социальной средой. Поэтому одна из задач воспитателя - создание комфортных условий в детском коллективе, положительного эмоционального настроя. Важно чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, расковано, мог проявить себя. Как известно из возрастной психологии, именно в детском возрасте у детей происходит развитие положительных личностных качеств : доброта, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. Поэтому необходимо стимулировать и закреплять их развитие посредством тесного взаимодействия и сотрудничества детей.
В нашей группе дети старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи в детском саду мы используем социальные игры, направленные на формирование и развитие дружественных отношений, сплочённости, принятие сверстника другими детьми. В ходе игр дети много общаются между собой, что способствует развитию коммуникативных способностей. Со старшими дошкольниками мы играем в такие игры, как "Птички на жёрдочке", "Динозавр, который ничего не видит", "Добрые эльфы","Общий круг", "Бабушка Маланья", "Передай настроение", "Запрещённые движения", "Выбери партнёра" и др. К примеру, играя в игру "Добрые эльфы" дети делятся на две команды "Эльфы" и "Труженики". Дети"Эльфы" подбирают добрые, ласковые слова, убаюкивая "Тружеников". Эта игра способствует развитию доброжелательности, чуткости, внимательного отношения к другим, что имеет немаловажное значение.
В своей практике мы широко применяем народные игры. Они имеют большое воспитательное и развивающее значение. Правила этих игр регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствует развитию воли. В ходе игры дети приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу, т. е. они приобретают важные личностные качества. Детям нравятся такие народные игры как :"Коршун", "Стадо", "Шлёпанки", "Лапта".
Народная игра "Шлёпанки" начинается с выбора водящего. Играющие встают в круг на расстоянии шага один от другого. Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает) ладонью. Число отбиваний мяча не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра продолжается сначала. Тот, кто уронит мяч, встаёт на место водящего. Эти игры требуют от детей концентрированного внимания, ловкости, сноровки, быстроты действий.
Кроме социальных и народных игр нами широко используются и игровые ситуации, направленные на укрепление детского коллектива. Например:" Чем порадовать маму?", "Напиши письмо больному другу","Поможем малышам"и др. Они помогают сформировать у детей чувства сострадания, заботы, ответственности. Особенно детям нравиться ситуация"Поздравь друга с днём рождения". В группе выбирается именинник. Заранее договариваемся о подарках, которые дети делают своими руками. Это могут быть фигурки, изготовленные из пластилина, рисунки- картины, аппликационная работа или поделка из конструктора. Совместно с детьми поздравляем именинника, дарим подарки, поздравления, устраиваем "чаепитие". Далее ситуация перерастает в увлечённую игру. Эта игровая ситуация способствует развитию дружеских отношений, норм и правил этикета, поведения.
В своей работе, с целью поддержания благоприятного эмоционального фона используем дидактическое упражнение "Антошкино настроение". Антошка- игровой персонаж, сделанный из тканевой перчатки с приклеенной к ней картонной головой. На его лице изображены различные эмоциональные состояния: радость, злость, печаль, восторг, плач. Мы с детьми учимся узнавать эмоции по мимики, жестам, интонации голоса другого человека. В детском саду практикуются каждодневные утренние беседы: "Какое у Антошки сегодня настроение?"."Как вы догадались?" Дети рассматривают мимику и отвечают на вопросы. Таким образом, анализируем разные эмоциональные состояния "Антошки"(злость, радость, удивление).Все эти настроения мы проделываем вместе. Затем предлагаем ребёнку самому показать какое у него настроение. При выполнении этого упражнения следим за выразительностью мимических движений.
Так мы настраиваем детей с утра на положительное эмоциональное состояние, развивая в них внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам. Эти умения отражаются в игровой, познавательной и совместной деятельности дошкольников.
Таким образом, детский коллектив является средством формирования личностных качеств. Старшие дошкольники придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекает отзывчивость, внимательность. Мы считает, что данный вопрос о развитии положительных личностных качеств в детском коллективе должен проходить одним из главных направлений во всей воспитательно- образовательной работе педагогов ДОУ.
Литература.
1. Детство : Программа развития и воспитания в детском саду/Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. ,Гурович Л. М. -СПб. : Детство-Пресс,2016
2. Детские народные подвижные игры: Для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Кенеман А. В. ,Осокина Т. И. - М. :Просвещение; Владос,2015
3. Как организовать коллектив дошкольников/Хондзё М., Сисидо Т., Исикава М. : пер с япон. - М. Педагогика, 2010
4. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру/Козлова С. А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/Катаева Л. И. -М. :"ЛИНКА-ПРЕСС", 2014