Александра Кудряшенко
Воспитание фонематического слуха и восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в звуковом её проявлении - это феномен, присущий только человеку. Исходя из выводов, полученных американскими исследователями в ходе эксперимента с младенцами разных национальностей, дети начинают постигать речь, начиная с внутриутробного периода. Уже на стадии гуления у детей ученые определяли к какому языку готовится их артикуляционный аппарат. Очень многое в речевой способности зависит от времени созревания у детей отдельных отделов мозга, которые отвечают за операции восприятия, усвоения и порождения речи. Существует большое число отклонений речевого развития, обусловленных чисто биологическими факторами, изучением которых занимаются нейрофизиологи и нейропсихологи. Огромную роль в усвоении речи играет так называемый тип функциональной межполушарной асимметрии мозга, а именно предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза (см. исследования Т. В. Ахутиной, Т. П. Хризман, Т. В. Черниговской, В. Д. Еремеевой, Т. Г. Визель и др.). В настоящее время, при воздействии таких неблагоприятных для успешного развития детей факторов, как плохая экология, пища, богатая опасными для здоровья веществами, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное неблагополучие семей и многие другие «вредности», которые окружают малыша с самого рождения - очень многие дети страдают задержкой речевого развития, выраженной в неправильном звукопроизношении, в бедности словарного запаса, в невозможности замысла и продуцирования собственного высказывания. Огромное значение в успешном овладении ребёнком родным языком имеет окружающая речевая среда, называемая речевым инпутом. Есть семьи, где инпут крайне беден из-за занятости родителей, сосредоточенности их внимания не на детях и т. п.) и ребенок оказывается в ситуации психической депривации, мало чем отличающейся от депривации в детских домах.
Публикация «Воспитание фонематического слуха и восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка» размещена в разделах
В настоящее время появилась категория депривативных детей из обеспеченных семей. Дети сыты, хорошо одеты, окруженны дорогими игрушками, но при этом лишенны настоящего внимания и заботы. Материальное благополучие не может компенсировать недостатка общения со взрослыми, которое так необходимо детям, особенно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения в эмоционально благоприятной обстановке оставляет глубочайший след на речевом развитии ребёнка.
В младшей группе детского сада очень редко встречаются дети без речевых проблем той или иной этиологии, это знает каждый педагог дошкольного учреждения. У детей наблюдаются нарушения произносительной стороны речи: пропуски и замены звуков на более лёгкие, нарушение слоговой структуры слов. Наряду с нарушениями звукопроизношения, часто наблюдается недостаточно сформированный словарный запас, несоблюдение в речи родо-видовых отношений и даже практически полное отсутствие речи.
У детей младшего дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Однако даже при отсутствии родовых травм или других факторов, приводящих к органическим поражениям или недоразвитию речевых отделов мозга и нарушению иннервации черепно-мозговых нервных волокон, дети имеют речевые нарушения, вызванные частыми соматическими заболеваниями в младенческом и раннем возрасте, которые приводят к нарушениям фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух определяется операциями различения и определения фонем и является основой фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов, которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц. Современные исследования учёных психолингвистов позволяют не только различать между собой конкретные фонематические операции, но и рассматривать их в структуре орфографического навыка. Выявлено, что фонематический слух является обязательным компонентом структуры орфографического навыка и относится к таким механизмам производства речи как механизм поиска, выбора, моторного оформления и контроля, следовательно, составляет основу письменной речи. Установлено, что орфографическая грамотность письма зависит от уровня развития фонематического восприятия и фонематического слуха.
Целью речевого развития на протяжении всего дошкольного детства является формирование индивидуальной языковой системы ребёнка. Каждый возрастной период имеет свою специфику формирования всех компонентов языковой компетентности : фонетического, лексического, грамматического, семантического, прагматического и метаязыкового компонента, которые и формируют индивидуальную языковую систему детей. В младшей группе работа по формированию индивидуальной языковой системы носит комплексный характер. Начальный этап включает в себя игры с артикуляционным аппаратом, речевую, дыхательную и пальчиковую гимнастику, а также игры по формированию фонематического слуха. Параллельно ведётся работа по формированию вышеперечисленных языковых компетенций.
Развитие фонематического слуха в младшей группе начинается с объяснения