МААМ-картинки

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Федора Дьячковская
Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Родничок»

Доклад из опыта работы по теме:

«Ситуативные сказка, как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Дьячковская Федора Афанасьевна

Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Публикация «Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В. Сухомлинский подчёркивал незаменимую роль сказки в жизни ребёнка. Он считал, что сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, динамика событий являются незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Доктор психологии Т. Д. Зинкевич, создавшая комплексный метод сказкотерапии, оценивала сказку как коррекционную и развивающую технику. Она считала, что сказка – это "природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями наших предков" [Зинкевич - Евстигнеева, 2000, с. 45]

Авторы программы «Тропинки», по которой мы работаем, такие приемы и методы сказкотерапии как метафора и проблематизация выделяют как одни из основных методов комплексного воспитания дошкольников.

Помимо мнетафоры и проблематизации в программе Тропинки очень хорошо описывается метод использования образов-перевертышей. Этот художественный метод называют инверсией.

Эти три метода построения ситуативной сказки рассмотрим подробнее:

«Инверсия (переворачивание смысла, замена белого черным) является непреложным условием построения реалистической картины действительности», - пишут авторы программы «Тропинки». Образ-перевертыш (намеренное искажение действительности) обладает миссией – озадачить ребёнка, вызвать у него сомнения, из которых следует его желание восстановить истину. Использование этого метода помогает успешно провести рефлексию.

Метод – метафорические приемы «Метафора, по всей видимости, служит общим средством порождения самобытной детской картины мира и освоения ребенком глубинных пластов человеческой культуры (мифология). Поэтому ее (пока еще до конца не осознанное педагогами) значение в общем духовном развитии ребенка трудно переоценить», - пишется в программе под редакцией В. Кудрявцев.

Третий метод - проблематизация (проблема взаимоотношений ребёнка с окружающими). Проблему авторы программы В. Кудрявцева рассматривают как основную единицу развивающего программного содержания. «Поблематизация содержания социокультурного опыта является условием его полноценного освоения и одновременно – движущей силой психического развития растущего человека», - пишет он. В нашем случае ребёнок переживает свою проблему общения, условно переосмысливая поступки сказочных героев, таким образом, анализируя аналогичную ситуацию, приобретает и складывает в подсознании нравственно-культурное знание, которое он применит в аналогичной ситуации.

Например, если я скажу ребёнку: «так нельзя поступать, потому что плохо, некрасиво, безнравственно обижать других детей», - он воспримет это без внутренней убежденности, как запрет, как правило, которое можно нарушать, если ни кто не видит и не контролирует. А эмоционально пережитый и проанализированный им лично сюжет сказки имеет свойство откладываться в подсознании, превращаясь потом в убеждение.

И объединяет все эти методы главный принцип программы «Тропинки» - избегать давать готовые ответы ребёнку на возникающие проблемы, а сделать так, чтобы к данному решению пришел сам, своим умом.

Вышеописанные методы позволяют добиваться педагогическую цель максимально эффективно. А цель можно сформулировать так:

- Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, положительные нравственные качества (мягкая коррекция поведения).

Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи:

-Формировать представление о том, что такое плохо и что такое хорошо, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, помогать преодолевать страхи.

-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;

-Учить выражать свои чувства и сопереживать чувства других, находить положительные пути решения проблем.

Этапы работы:

-Фиксация эмоциональной проблемы (ситуации) дня;

-На основе этой проблемы сегодня или завтра рассказать ситуативную сказку-импровизацию, разделив его на две части по принципу прерывания на самом интересном месте;

-Рефлексия по содержанию сказки.

Обычно это время до сна и после сна или сегодня до сна и завтра до сна. Рефлексия происходит сразу по ходу или после сказки, пока их внимание ещё не переключились в другое занятие. Перед сном – эффективное время для рефлексии. Потому что ребёнок засыпает с мыслями о сказке.

Потом я наблюдаю похожие ситуации в группе, за реакцией ребёнка, с поступка которого и была взята ситуация дня. При повторении ситуации рассказывается другая сказка с такой же проблемой. Но, по наблюдениям, ребёнок пытается решить по другому эту же ситуацию (ребёнок подходит к воспитателю за помощью, советом; уже совершив, просит прощения у «жертвы», отпускает ситуацию) хотя исход события может повторяться, но не так часто как раньше. Усвоение проанализированной сказки проявляется ещё в том, что заметив такой же поступок другого ребёнка, он идёт с жалобой на этого ребёнка к воспитателю. При этом он описывает поступок аналогичный тому, что было усвоено от сказки.

[b]Типичные проблемные ситуации:[/b]

1. Дети все начали собирать игрушки, а одна девочка игнорирует просьбы девочек помочь собирать игрушки, всё ещё играет и откладывает дело, придумывая разные причины Закончив собирать все игрушки, дети начинают попытки убедить её сложить игрушки, кто-то отнимает у неё кукольную посуду и кидает в контейнер с игрушками, девочка начинает плакать и обижаться.

2. Не уступчивый ребёнок отстаивает свою правоту во что бы то ни было. Заканчивается обычно утверждением: «Вы плохие!», а обида на воспитателя, который не подтвердил её правоту, выливается в реплику: «Я больше не приду в садик!».

3. Ребёнок имеет привычку не доводить начатую работу (рисунок, аппликация и. т. д.) до конца без контроля со стороны воспитателя, на занятиях не проявляет интереса.

4. Ребёнок дискриминирует другого ребёнка по какому-либо признаку. Например он говорит: «Ты с нами не играешь. У тебя же нет такой машинки, а мы строим дорогу для наших машинок».

5. Ребёнок не уважительно отнёсся ко взрослому. Была ситуация, когда пришел родитель за своим ребёнком и, заглянув в группу, позвал своего ребёнка. Один мальчик повторил за ним, искажая интонацию, а за ним другой мальчик и оба смеялись.

5. Ребёнок не делает первый шаг к примирению. Отказывается попросить прощения за обиду, нанесённую с горяча, в пылу гнева.

6. На ребёнка всегда жалуются дети. И при расследовании выясняется, что, по его мнению, другой ребёнок сам начал ссору. И он называет такие причины своего гнева, как «он не делится», «он сказал, что не будет со мной играть», и т. п. Часто ссорящийся ребёнок из-за неумения контролировать свой гнев.

Ситуативная сказка может отражать одну ситуацию или охватывать в комплексе несколько ситуаций дня или недели.

Сказка о мальчике, которого украл дух озера

В некотором царстве, некотором государстве, у некоторых родителей жил мальчик Петя. Он был единственным ребёнком в семье.

Однажды они поехали на каникулы в деревню. Пете понравилась деревня. Потому что он там много играл и купался. Деревенские дети были так изобретательны, что придумывали каждый раз новые интересные игры: то они прыгали через овраг, то катались стоя на бочках, то в заброшенном складе играли в прятки.

Но при этом Петя вел себя с другими детьми высокомерно и грубо. Ему казалось, что он всех умнее, сильнее и ловчее. Мог ударить и не попросить прощения, мог обозвать и смеяться над детьми, которые проиграли или не смогли прыгнуть через овраг, свалились с бочки и т. п. Но ребята быстро забывали обиду и прощали всё, даже когда он не просил прощения.

Однажды Петя заставил своих родителей поехать с ним на пикник к священному озеру. Они взяли с собой много сладостей: шоколадки, леденцы, карамельки, халву, пирожные, торт, печенья, варенья, кока колу. Приехав на озеро, они до отвала наелись шоколада и пирожных, потом купались в озере. Затем покушали торт и карамельки, после этого Петя забавлялся тем, что ловил муравьев, пауков и жуков, мучил их. А родители в это время спали. К вечеру, когда Петя снова зашел в воду купаться, он увидел старика на лодке, расставляющего свои сети в середине озера. Старик был очень мал ростом и одет в лохмотья.

-Смотрите, какой-то карлик к нам приплыл! – Крикнул весело Петя и кинул в старичка комком грязи. Комок попал в спину старика. А Петя стал смеяться над ним. Родители продолжали спать. Тут старик подплыл к Пете на своей лодочке и накинул на него свою сеть. И Петя мгновенно оказался в подводном мире, а старик исчез.

Пете стало очень интересно. И он поплыл по дну озера, любопытно озираясь по сторонам. Всё здесь было так сказочно: огромные подводные растения, овраги и ущелья, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь толщу воды были похожи на золотые нитки, идущие от золотого шара.

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась огромная рыба и стала гоняться за ним. Он так испугался и еле унёс ноги в пещеру. Хотел было выплыть на поверхность, но не смог, на него словно что-то давило сверху. В это время на него наступил огромный озёрный жук. Петя провалился на дно озера в рыхлую почву и стал захлебываться, в его рот набилось много грязи. Жук вернулся обратно, и снова втоптал Петю в грязь. Жуку было забавно, как маленький Петя барахтался в грязи на дне озера. Никто ещё так не издевался над Петей. И он стал плакат от обиды и страха, выплёвывая грязь изо рта. А жук весь дрожал от смеха, ему было весело. Когда надоело забавляться Петей, он уплыл и исчез в темноте. Видимо на поверхности смеркалось. И под водой стало темно. Петя стал звать на помощь маму и папу, но никто его не слышал.

В это время родители только проснулись и подумали, что Петя ушел без них, и, собрав все вещи в машину, уехали.

А Петя в темноте под водой искал укрытие, чтобы спрятаться от подводных монстров. Он был страшно напуган и плакал от жалости к себе. Ведь никто ему не помогал, он был один одинёшенек в этом тёмном подводном мире. Вдруг к нему подплыла огромная змея с отрытой пастью. Петя стал со всей силой от него отбиваться. Змея была скользкая, холодная и слизкая. Вот Петя удерживает открытую пасть змеи обеими руками, стараясь не подпускать его к своему лицу, и царапает свои пальцы об его острый клык. Змея, отбившись, надвигается снова (Пауза, дети додумывают продолжение сами. Продолжение сказки через некоторое время).

В этот момент появляется старик-великан и берёт змею в свои руки и в его руках змея кажется обыкновенной пиявкой.

-Вот теперь ты маленький, а я большой, - говорит великан Пете.

Оказывается, он был не простым стариком, а был духом озера. Он уменьшил Петю до размера насекомых. Вот почему ему под водой всё казалось гигантским.

Дух Озера, вытащив Петю на берег, сказал:

- Я тебя не виню. Ведь ты не знаешь, что такое плохо и что такое хорошо, - и отпустил Петю. – Теперь иди домой.

Петя идёт, идёт в темноте и никак не доберётся даже до конца озера, ведь для него теперь это расстояние как сотни километров. И от усталости уснул прямо посреди леса. Утром проснувшись он обнаружил, что огромный муравей смотрит на него. Его оскаленные клыки сверкали на солнце. Увидев, что Петя проснулся, он набросился на него. Петя еле успел увернуться и встать на ноги.

-Ну, пожалуйста – оставь меня в покое! Я боюсь! – закричал он, убегая со всех ног.

-Это ты меня хватал за ноги, кидал и топтал! – кричит ему муравей в ответ.

Вдруг из-за высоченных деревьев выскакивают муравьи, пауки и жуки и все кричат:

-Держи злодея! Теперь он наш!

-Простите меня – умоляю! Клянусь - я больше так не буду! – кричит Петя, но насекомые были неумолимы.

Но тут, откуда ни возьмись, появился огромный старичок жучок, он заслонил Петю собой и говорит:

-Вам не стыдно беззащитного человечка обижать?

Так спасся Петя от преследования насекомых. Он сел отдохнуть и сказал сам себе:

-Клянусь - я больше никогда ни кого не буду обижать!

Вдруг деревья стали уменьшаться и стали ниже Пети, превращаясь в обыкновенную траву. И Петя понял, что обратно вернул свой нормальный рост. И с радостью побежал по зелёному лугу в сторону, откуда, как он думал, приехал с мамой и папой на машине. Бежит, бежит, но нигде не видит знакомых местностей. Он заблудился. Лёг отдохнуть и увидел на небе двух птичек, тревожно чирикающих. Они: то стремительно падали на траву, то быстро взлетали заново. Петя заметил среди травы их гнездо с маленькими птенцами. К ним подкрадывался рыжий кот. Петя вспомнил кое-что и сразу схватил кота (что вспомнил Петя). Он хотел было кинуть его в озеро, но передумал (почему).

Птички вспорхнули высоко, высоко и увидели Петину деревню. Петя пошел дальше по указанному птичками направлению, но ни как не дойдет до деревни. Тут он заметил рядом кота, он хотел было дать ему хороший пинок, но… передумал (почему). Покопавшись в рюкзаке, он нашел печенье и отдал коту. Кот пошёл вперёд, а Петя за ним.

К вечеру Петя наконец-то добрался до деревни, до своего дома.

-А мы так и думали, что ты нас разыгрываешь, нарочно прячешься от нас, потому не стали искать, - сказали родители.

Петя только теперь увидел, какие у него родители (какие).

Теперь, каждый раз играя с деревенскими детьми, Петя защищал обиженных. Ведь он теперь знал, как плохо быть обиженным, и как хорошо делать добрые дела.

Проблема сказки – не доброжелательное отношение к окружающим, невоспитанность.

Образы перевертыши - родители Пети.

Метафорические образы – дух озера, насекомые, птицы. В сказке ассоциируются со справедливостью, объективностью, с добром и злом.

Рефлексия, исходя из реакции детей, проводится в два этапа: в середине сказки, когда детям дается домыслить продолжение сюжета; и в конце. Рефлексия начинается обычно с вопросов или высказываний детей. Например, по ходу данной сказки от детей последовали высказывания: какие-то странные родители у него; моя мама меня всегда ищет, когда я теряюсь.

Между двумя рефлексиями детям дается задание домыслить дальнейшее развитие событий. Воспитатель говорит, например: кто догадается, чем закончится сказка? А что бы вы сделали на месте Пети? Или: сказочник сказал, что выберет самое лучшее продолжение сказки от вас, дети. Он эту сказку ещё не завершил.

Но наводящие вопросы к рефлексии всегда должны быть наготове. К примеру: Какой мальчик Петя? Почему он такой, как вы думаете? Как бы вы перевоспитали Петиных родителей? Что надо Пете сделать, чтобы родители стали другими? Какими должны быть родители? А у вас какие родители? Почему Петя был таким злым и бессердечным? Почему он изменился? Дух озера мало кто видел. А Пете почему, как вы думаете, он показался?

Краткие сюжеты сказок как пример

Сказка о сыновьях купца

У купца два сына – близнеца. Один очень любознательный и трудолюбивый, другой ленивый (описание). Однажды отец обещает взять их на далекое плавание, если они помогут ему со сборами. Задание в основном выполняет трудолюбивый сын, а ленивый только вид делает, что занимается работой. В итоге на плавание отправляются оба. На море трудолюбивый мальчик учится многому у отца и у капитана, а ленивый только забавляется. Тут корабль попадает в шторм и его забрасывает в один чудесный остров.

На этом острове на деревьях растут сладости и одежда. Ленивому мальчику очень нравится здесь ничего не делая, срывать всё, что нужно с дерева. Но остров оказывается заколдованным, и, кто остался здесь больше получаса, превращается в обезьяну. Ленивый мальчик, наевшись сладостей, отвлекается на обезьян, вместо того, чтобы помогать чинить пробоины корабля. Корабль начинает отплывать, а мальчик, задержавшись на острове больше положенного времени, превращается в обезьяну.

Условие, что мальчик обратно превратится в человека – это сделать своими руками несколько заданий ленивого царя обезьян. А мальчику, который не привык трудиться, очень трудно выполнить эти задания: наполнить три мешка орехами, шоколадами и пирожными, написать весь список продуктов и одежды, которые растут на острове; построить плот и загрузить его товаром с острова; переправить его в соседний остров. Ведь обезьяны ничего этого не умели. Только тогда понимает ленивый мальчик, для чего надо было учиться всему. Он стоит перед выбором: остаться навсегда обезьяной или выполнить все задания во что бы то ни стало без посторонней помощи.

В конце, по его просьбе, брат учит ленивого мальчика всему тому, что сам умеет. Но большего успеха и богатства добивается трудолюбивый брат, потому что он начал учиться очень рано.

Сказка о недружелюбном мальчике

1-й вариант

Мальчик Миша хотел, чтобы все дети слушались его, играли только так, как он хочет и не спорили с ним ни когда. Однажды папа приводит Мишу в садик и быстро уходит на работу. Миша, переодевшись, заходит в группу и радуется, что ни кого в группе нет, чтобы взять самые крутые, хорошие игрушки. Но кроме него ни кто не пришёл, даже воспитательница. Он боится, мечется туда-сюда, но во всём садике оказывается он один.

Внезапно он обнаруживает, что один из игрушек моргает глазами. Эта игрушка с ним заговаривает голосом мальчика Саши, с которым он вчера поссорился. От него Миша узнает, что детей и воспитательницу злой волшебник превратил в игрушек. В это время волшебник возвращается, он хочет поиграть с Мишей и предлагает игру, в ходе которой, когда Миша что-то не так делает, он ужасно сердится и грозится превратить Мишу в игрушку. Когда волшебник отлучился по своим делам, Миша прячется под кроватью. Злой волшебник, решив, что Миша убежал, ложится отдохнуть и засыпает. Миша берёт у него волшебную палочку и расколдовывает всех детей и воспитательницу.

2-й вариант

Утром заходя, Миша замечает, что в группе новая воспитательница. Она помогает Мише всегда быть главным: разрешает Мише командовать другими детьми «Вы не должны спорить с Мишей. Даша, отдай Мише халат врача, ведь он хочет быть врачом. Вова, слушайся Мишу, уступи ему место водителя», - говорит она. Если дети начинают говорить, что они тоже хотят, она приказывает: «Отдай, я сказала! Не смей мне перечить – уступи! и. т. п.»

Все дети становятся невесёлыми, не хотят идти в садик, не хотят играть. Но воспитательница заставляла их играть с Мишей. (Далее продолжение придумывают дети). В конце сказки Мише становится не интересно и грустно. И Миша очень радуется, когда возвращается прежняя воспитательница и все дети снова с удовольствием приходят в садик, становятся опять весёлыми, и он с радостью уступает им.

Сказка о капризной принцессе

Капризная девочка так капризничала (описание похожее на поступки девочки с группы): не хочет одевать то или иное платье, очень долго выбирает, так и не выбрав ни одну, требует несуществующее, фыркает от предложенных полезных блюд, требует сладкое, не хочет вставать, пока требуемое не принесут, огорчает маму.

Мама огорчённая уходит от неё к своей маме, потом папа так же уходит. Она остается одна. Капризничать некому. Ей приходится выполнять всё самой. Сначала она очень сердится на своих родителей, обещая прекрасно обходиться без них. Потом начинает скучать по ним, вспоминая как они её любили. Но они не возвращаются. Тогда девочка начинает делать всё, что они от неё хотели и это ей нравится. Но никто не возвращается. Тогда девочка одна выходит на улицу искать своих родителей. Её приводят в полицейский участок как потерянного ребёнка и приводят её родителей. Родители не хотят вернуться к ней, говоря, что она капризная, что устали выполнять все капризы (продолжение придумывают дети).

Список литературы

1. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М. : Студия АРДИС, 2014. - 833 c.

2. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. //Теория и практика сказкотерапии. - СПБ, 1988.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2014. - с.

4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.

Публикации по теме:

Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей Введение. Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возрастаКраеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.

Мотивационные игры как средство формирования у детей положительных качеств характера Проект: «Если добрый ты …» Мотивационные игры как средство формирования у детей положительных качеств характера. Тип проекта: педагогический.

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования Проект «Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Проект «Создание мультфильма как средство воспитания духовно-нравственных качеств у детей» Автор проекта: Кошарнова О. Н. Тип проекта: групповой, информационно-творческий, По продолжительности: средне-срочный. Участники проекта:.

Роль русских народных сказок в процессе формирования нравственных качеств детей раннего возраста С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение.

Консультация «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» .

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 12:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Федора Дьячковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД