Галина Балдина
Эссе «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
«…игра для них (детей дошкольного возраста) учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.» Эти слова принадлежат Н. К. Крупской. А. С. Макаренко также считал игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Публикация «Эссе „Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Ведущая деятельность – это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Ведущая деятельность имеет ряд признаков :
развитие всех познавательных психических процессов;
зарождение новых видов деятельности;
формирование новых качеств личности.
Игра – это вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной (игровой) форме.
В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?
Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Играя, дети лучше сосредотачиваются лучше и больше запоминают.
Игра и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.
Предмет-заместитель, которым пользуется ребенок в игре, становится опорой для мышления.
Отсюда можно сделать вывод, что игра влияет на мыслительные процессы.
Кроме того, ролевые игры имеют главное значение для развития воображения.
Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, становящиеся образцом для его собственного поведения.
В игре ребенок приобретает основные навыки общения.
Игра оказывает огромное влияние на развитее речи дошкольников. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка. Позже эти виды деятельности приобретают самостоятельное значение. Рисование, конструирование изначально связаны с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение только к старшему дошкольному возрасту. В игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая в дальнейшем становится ведущей деятельностью.
Игра является также и средством воспитания.
Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.
Путем игры можно воспитать зверя, а можно прекрасного человека, нужного обществу, – писала Н. К. Крупская.
Педагогической теория игры признает игру как форму организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Игра развивает все психические процессы и личность ребенка. Она играет огромное значение в воспитании личности. На основании игры ребенок учится экспериментировать и приучается к труду. Поэтому игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.