Светлана Екимова
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. С раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре.
Игра служит для детей не просто развлечением, но также является ключом к познанию окружающего мира, развитию фантазии, логического мышления, развитию усидчивости и прочих важных качеств.
Н. К. Крупская говорила:
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:
игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания».
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» размещена в разделах
Любую информацию, передающуюся через игру, дети лучше запоминают и усваивают. Важно, чтобы игра соответствовала возрасту ребенка. Конечно, очень важно учитывать возраст детей, чтобы правильно подобрать те или иные виды игр. В противном случае, малышу либо будет неинтересно играть (если предложенные ему игры будут рассчитаны на более младший возраст, чем у данного ребенка, либо ему сложно будет понимать требования и условия игры (если они будут рассчитаны на более взрослых детей).
В качестве руководящей подразумевается следующая деятельность воспитателя: он направляет детей на игру, если они сами не выбрали, усложняет игру, продлевает ее, во время игры обращает внимание на формирование положительных взаимоотношений между детьми, учит с какой игрушкой лучше играть, убирать их на место. Самый любимый метод для детей, который они всегда принимают с радостью, участие в игре самого воспитателя. Но и здесь нужно вести себя очень корректно, не нарушая плана игры малыша и всячески поддерживая его инициативы.
В своей педагогической работе с детьми 2-3 лет использую следующие виды игр:
1. Дидактические игры с предметами, игрушками.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
«Кто убежал?», «Волшебный мешочек» «Кто спрятался?», «Собери овощи в корзинку», «На птичьем дворе», «Большой – меленький», «Вверх –вниз».
2. Игры-опыты
«Как снег становится водой?», «Сквозь сито», «Стало холодно - вода замерзла», «Поплывет или утонет?», «Сухой и мокрый песок», «Цветная водичка», «Чей это след?», «Как шарик улетает?», «Буря в стакане».
3. Словесные игры
Развивают речь, пополняют словарный запас, развивают умение вести диалог и выражать свои мысли, закрепляют правильное произношение.
- Это - речевые игры и упражнения: «Кто где живет?», «Как говорят животные?», «Поющие буквы», «Найди и назови», «Кто что делает?», «Лягушки и лягушата», «Прятки».
- пальчиковые игры: «Капустка», «Козочка», «Встретились двое», «Рыбка», «Цветок», «Сорока-белобока», «Строим дом», «Снежок», «Пирог», «Пальчики гуляют».
4. Игровые упражнения
«Через сугроб», «Попади снежком в цель», «Через косички», «Туннель», «Попади в воротики», «Доползи до сосиски», «Допрыгни до бабочки», «Сдуй снежинку», «Большие ноги».
5. Настольные игры
Направлены на улучшение визуального восприятия, зрительной памяти, внимания, развивают в детях усидчивость, логическое мышление.
«Пазлы», «Картинки из кубиков», «Мозаика», «Шнуровки», «Игры с прищепками, «Собери солнышко», «Укрась платье матрешке», «Стиральная машина», «Цветные палочки».
6. Подвижные игры
Польза подвижных игр очевидна. Они развивают координацию движений, быструю реакцию, внимание, двигательную активность. Подвижная игра может длиться 10-15 минут.
«Пузырь», «Вокруг розовых кустов», «Воробушки и автомобиль», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Зайка беленький»,
«Солнышко и дождик», «Мыльные пузыри».
7. Музыкальные игры
«Зайка серенький», «Паровозик», «Дружок», «Каравай», «Похлопаем в ладошки», «Аэробика для Бобика», «Зайка, попляши», «Угадай что звучит», «Позвони в колокольчик», игры на музыкальных инструментах.
8. Театрализованные игры.
Самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
• Игра-имитация образов хорошо знакомых персонажей «Медведь идёт», «Петушок шагает», «Лисичка крадется».
• Игра-имитация с передачей настроения «Весёлые матрёшки захлопали в ладошки», «Ежик загрустил», «Настроение капельки».
• Инсценирование потешек «Баю-бай», «Петушок», «Коза рогатая», «Кошкин дом», «Огуречик», «Наши уточки с утра».
• Инсценирование сказок «Курочка Ряба», «Репка».
• Развитие пантомимы «Пробуем любимое блюдо», «Нелюбимое блюдо», «Давай помиримся», «Я боюсь».
9. Сюжетные – ролевые игры
С раннего возраста дети пытаются подражать взрослым. Они
повторяют бытовые ситуации, интонацию, поведение взрослых. В 2-3 года ребенок еще не может самостоятельно смоделировать ситуацию. Воспитатель должен помочь, натолкнуть, подсказать.
Использую сюжетные игры с куклами и мягкими игрушками: их нужно покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить.
«Зайка простудился», «Куклы идут на прогулку», «Угостим гостей супом», «У мишки день рождения», «Купание куклы», «Поездка на автобусе».
сюжетно-тематические игры: «Доктор», «Стройка», «Моем посуду», «Разговариваем по телефону», «В парикмахерской».
Для развития игровой деятельности мы изменили среду группы. Чтобы она соответствовала возрасту детей, подобрали игрушки, которые обеспечивали бы максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы мы стремились организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества). Все предметы доступны детям. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Зоны развития в группе: зона для ролевых игр «Кухня», «Дом», «Больница», «Салон красоты», «Книжный уголок», зона для настольно-печатных игр; уголок творчества; уголок природы; спортивный уголок; уголок конструирования, уголок «ряженья».
Воспитатель должен своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков, провести последующий анализ игры.
Для детей вторая мама -
Воспитательница сада.
Терпелива с ребятней,
Развлекает их ИГРОЙ!