Анна Титова
«Групповая работа как средство развития познавательной активности детей». Отчёт по теме самообразования
Отчёт по теме самообразования
«Групповая работа, как средство развития познавательной активности детей»
Умение учиться — это что-то новое,
которое, в первую очередь, связано
с освоением формы учебного сотрудничества.
Г. А. Цукерман
Публикация «„Групповая работа как средство развития познавательной активности детей“, Отчёт по теме самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Одной из форм коллективной деятельности учащихся на занятии является групповая работа. Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимоконтроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Главной целью организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся.
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку.
В групповой деятельности обучающие приобретают опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше обучающихся на занятии.
При правильной организации групповой деятельности дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь другу в затруднительной ситуации.
Выполняя задание в группах, дети вспоминают пройденный материал, рассматривают записи в тетради, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками и в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими.
Таким образом, групповая работа, применяемая на занятиях, расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов, способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать и слышать друг друга. Групповая работа улучшает микроклимат ученического коллектива, работает на сплочение учеников.