Марина Сальникова
Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Дошкольное образовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом.
Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в детских садах.
При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД. Для удобства использования создается специальная картотека. Давайте познакомимся, какие именно игры в нее входят.
Дидактические игры по ПДД помогают детям узнать дорожные знаки и правила поведения на дороге. - «Собери дорожный знак»;
- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»;
- «Чудо- светофор»;
- «Разрезные картинки»; и т. д.
Для проведения всех этих дидактических игр необходимо изготовить наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
Интерактивные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Игры с использованием макета знакомят детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, расширяют знания о правилах безопасного поведения детей на дороге; активизируют детей на самостоятельную деятельность.
Сюжетно – ролевые игры – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества
Сюжетно-ролевые игры, можно проводить как на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации знакомятся с правилами дорожного движения
В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.
Подвижные игры.
Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.
Разминка с воспитателями:
1. - Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном кругу – запрещающие);
- Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном треугольнике – предупреждающие);
- Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – четырехугольные синие знаки – информационно-указательные);
2. - Как правильно ходить по тротуарам; по улице, если нет тротуара;
3. - Сколько взрослых должны сопровождать детей во время целевых прогулок и экскурсий? (Если необходимо переходить улицу, то не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж у руководителя учреждения)
- Как должны быть построены дети при движении по улице?
(в колонну по 2 человека, держась за руки, желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов и игрушек. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки)
- как правильно переходить проезжую часть улицы с группой детей?
(сопровождающий должен выйти на середину проезжей части дороги с поднятым флажком, и убедившись, что все машины остановились, можно начинать переход группы детей)
Используемая литература:
1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева Е. Н., Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет. / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, Е. Н. Яковлева. СПб., 2014г. -243с.
2. Кирьянова В. Н., Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. / В. Н. Кирьянова. М. : Издательский дом третий Рим, 2013г. -56 с.
3. Селевко Г. В., Современные образовательные технологии. / Г. В. Селевко. М. : «Народное образование», 2014г. - 256 с.
4. Эльконин Л. Б., Психология игры. 2-е изд-е. / Л. Б. Эльконин М. : Туманит. Изд. центр Владос, 2013г. -269с.
5. Яковлев В. Ф., Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. / В. Ф Яковлев. М. : Издательский дом третий Рим, 2014г. -
Дидактическая игра «Сломанный светофор»
Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры.
Оборудование: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные, макет светофора.
Содержание игры:
Необходимо на светофор правильно выложить, «убежавшие» огоньки.
Игра «Собери светофор»
Цель: Познакомить детей со светофором. Объяснить детям, для чего нужен светофор,рассказать, как он выглядит. Уточнить, что обозначают цвета светофора.
Оборудование: Шаблон светофора, круги красного, жёлтого, зелёного цвета.
Содержание игры:
Воспитатель объясняет детям, что кукла Катя играла со светофором, но она не знает, как правильно собрать светофор по цвету. Поможем Кате собрать светофор. Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.