Наталья Самохвалова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Тема гендерного воспитания набирает все большую популярность в последнее время. Гендерное воспитание дошкольников представляет собой процесс привития ребенку осознания того, к какому полу он относится, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей. Нужно научить юного человека понимать, что девочка играет, в основном, роль матери в семье, хранит семейный очаг и воспитывает детей.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации дошкольников.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными промыслами и ремеслами – важное условие всестороннего воспитания личности дошкольника. От того, насколько воспитан старший дошкольник, зависит его успешное обучение в дошкольном учреждении, формирование его жизненной позиции.
Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации, который реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей, но не определяет конкретных требований к подготовке детей к ознакомлению с народными промыслами и ремеслами в дошкольной образовательной организации.
Тем не менее, в стандарте отражены результаты дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Гендерные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного детства предполагают возможность успешного включения в обучение в школе. Среди них следует особо отметить владение народными промыслами и ремеслами, умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к выбору занятий и участников совместной деятельности, сформированную установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе. Важными качествами выпускника дошкольной образовательной организации при переходе к школьному обучению являются умение активно взаимодействовать со сверстниками противоположного пола, участвовать в совместных играх, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, обладать первоначальными знаниями о себе и о социальном мире.
Но в современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитатели испытывают затруднения в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными промыслами и ремеслами. Сегодня для педагогов дошкольной образовательной организации одним из наиболее сложных вопросов при подготовке детей к школе является формирование социально-личностной готовности к школьному обучению. В педагогической науке и практике обнаруживается противоречие между запросом качественного гендерного воспитания старших дошкольников родителями и учителями как основными заказчиками в области дошкольного образования, с одной стороны, и отсутствием современной научно-разработанной системы ознакомления старших дошкольников с народными промыслами и ремеслами в современных условиях реализации стандарта дошкольного образования, – с другой.
Решение возникшего противоречия может быть обеспечено путем реализации управленческих задач по оптимизации процесса гендерного воспитания при помощи ознакомления старших дошкольников с народными промыслами и ремеслами. Задачами художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования являются:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Методы гендерного воспитания детей дошкольного возраста делятся на несколько типов. Это очень важный этап в жизни каждого дошкольника. Каждый ребенок должен осознавать с раннего возраста, к какому полу он принадлежит. Поэтому девочек с раннего возраста учат быть мягкой, женственной, но целеустремленной. Ей с детства дают понять, что ее дальнейшая роль – создание семьи и воспитание собственных отпрысков.
Мальчиков учат проявлять свою мужественность, стремиться к достижению собственных целей, заботиться о девочках, чтобы в дальнейшем он смог стать примерным семьянином и отцом.
Огромная роль дошкольного детства для формирования личности ребенка является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, – интегрирующих в новое качество индивида – его личность. Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель семейной жизни формируется у детей дошкольного возраста педагогами и родителями, так как с наибольшей вероятностью именно она ляжет в основу их будущей семейной жизни.