Анна Владимировна Струцкая
Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников"
Дошкольное образовательное учреждение – это место где ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, получает определенные знания и представления об окружающей действительности.
По этому работа педагогов ДОУ должна быть направлена на поиск новых методов и форм работы, для того, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия пребывания ребенка и его семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время в ДОУ особое внимание уделяется работе с семьями, педагоги ищут новые и нетрадиционные технологии, средства и методы работы. Все чаще педагоги обращаются к методам арт – терапии.
Арт - терапия – одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Одним из направлений арт – терапии является фототерапия.
Фототерапия - лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности [2, с. 89].
Содержание фототерапии – это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений [3, с. 58].
Особенности фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов проявляются все внутренние переживания и потребности человека [3,с. 52].
Выделяют функции фототерапии :
- Организующая. Данная функция помогает сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями.
- Объективирующая. Она заключается в способности фотографии делать видимыми переживания ребенка, взрослого или целой семьи, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или в поступках. Дает понять, в какой степени поза, мимика, человека в кадре связаны с чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении.
- Отражающая. Данная функция проявляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка или взрослого и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разные временные ситуации.
- Фокусирующая. Данная функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, - как положительных, так и отрицательных.
- Стимулирующая. Во время создания или восприятия снимком активизируются разные сенсорные системы, прежде всего, зрение. Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно взаимодействует с миром.
- Защитная. Данная функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их.
- Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь ребенку или взрослому увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных, так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них.
Фактор психотерапевтических отношений в настоящее время является одним из наиболее значимых в достижении лечебно-коррекционного эффекта [1, с. 36].
Данный, прежде всего, связан со следующими функциями специалиста:
• Установление с ребенком эмоционального контакта, необходимого для взаимообмена чувствами, идеями.
• Организация деятельности ребенка, осуществляемая путем формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на собственных чувствах и потребностях, творческой работе.
• Создание атмосферы повышенной терпимости и безопасности, являющейся необходимой для свободного выражения ребенком своего внутреннего мира.
• Использование всевозможных приемов (совет, внушение, помогающих ребенку осознать причины его проблем, а также его переживания и потребности [6, с. 96].
Интерес семьи к необычным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, фотография обеспечивает развивающее и гармонизирующее воздействие на всех участников педагогического процесса[2, с. 86].
Занятия по фототерапии можно проводить с семьями детей начиная уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы [2, с. 25].
Использование фототерапии в работе с семьями в условиях ДОУ может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью семьи.
Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие – создание фотоколлажей на тему («Наше веселое лето», «Мои родные», «Вместе весело шагать» и др., работа с личными фотографиями - это эффективная проработка прошлого опыта и поиск решений существующих проблем [4, с. 15].
В процессе работы с фотографией занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу [3,с. 23].
Используя различные фототерапевтические технологии в работе выделяют наиболее понравившиеся:
- Фотомарафон;
- Фоторепортаж (Мобильный фоторепортаж);
- Метафорический автопортрет;
- Галерея образов;
- Семейная фотогазета;
- Презентация Семейного древа;
- Семейные фильмы.
Опыт работы в данном направлении показал, что наша модель эффективной психологической помощи позволяет выполнить эту сложную работу и дает семьям воспитанников возможность использовать кризисные ситуации для дальнейшего совершенствования.
Список литературы:
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.
2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. С-П. : Творческий центр, 2008.
3. Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Психология социальной одаренности. М. : Линка-Пресс, 2009.
4. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М. “Когито-Центр”, 2009.
5. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. С_П. : Речь, 2015.
6. Фототерапия : Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2014.
Размещен