Инна Заипутская
Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка - на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей, познания мира и развития эстетического восприятия. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Моя мама работала в детском саду и рассказала мне, как менялось содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда она только начинала свою педагогическую деятельность, они сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, есть возможность, используя новые и интересные программы и технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения.
Последние 2 года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по рисованию. Сначала я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать, либо дети просто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.
Дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, навыков и знаний приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний быстро отвращает ребёнка от рисования, так как в результате усилий ребенка рисунок получается неправильным, некрасивым, как ему кажется.
Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду привели меня к выводу, что необходимо использование таких техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Использование нетрадиционных техник позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Во время занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна.
Цель опыта : Способствовать развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования, формировать уверенность в себе, в своих способностях.
Задачи:
- Познакомить с разными техниками рисования;
- Способствовать развитию интереса к рисованию;
- Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для рисования, рассматривание картинок в книжках - потешках);
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Сначала я провела небольшую диагностику: 13 из 25 детей чувствовали себя не комфортно на занятиях рисования, кому-то из них не нравилось, что с ними происходит на занятии, кто-то вел себя пассивно, им было скучно. Затем я провела небольшое тестирование ( по его результатам было видно: только 8 детей умеют правильно держать карандаш; 5 детей различают цвета; всего 4 ребенка пытаются раскрашивать раскраски, не выходя за линию рисунка.
Для того, чтобы хоть как-то добиться обратного, мною была проделана следующая работа :
1) Внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме;
2) Оформила выставку материалов, которые могут использоваться при рисовании (пробки, листья, нитки, скомканная бумага, ватные палочки, различные трафареты и многое другое);
3) Создала условия для самостоятельной художественной деятельности детей (выложила книги с картинками, раскраски, альбомы, карандаши, восковые мелки);
4) Включила в НОД нетрадиционные техники рисования.
Знакомство с нетрадиционными техниками начиналось в младшей группе, поэтому я подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубиками, тычком, жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля).
Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Не смотря на необычное начало работы - применение игрового момента, во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но, после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки: «У меня получилось!». Рисование пальчиком - самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!
Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали : «Воздушные шары», «Весёлую гусеницу», «Яблоки», «Шары для ёлочки».
Знакомила детей с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью». Эта техника используется, когда нам надо нарисовать что-то пушистое или колючее. У нас получился замечательный цыплёнок! При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве.
В своей работе я попробовала и многие другие нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям
“Тампонирование” – “Зайки белые сидят” ;
“Рисование свечой” – “Картинки-загадки” (маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется. “Мыльные фантазии” – “Космос – инопланетянчики”, “Кляксография” – “Цветущее дерево”.
На занятиях со старшими детьми я использовала еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным, я считаю, использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две.
Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской", то лучше использовать метод рисование на мокрой бумаге. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или только по отдельной части. И можно изображать неясные образы.
Самым сложным, но наиболее интересными оказались техники граттаж, ниткография, монотипия, рисование цветной бумагой, рисование солью.
Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. Нужно натереть свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Рисование солью тоже интересный метод рисования : на лист бумаги, предварительно смоченный водой, наносятся акварельные краски, затем лист бумаги нужно посыпать крупной солью, которая впитает часть краски и образует множество выбеленных пятнышек. Используя данный эффект можно нарисовать любой пейзаж.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения. Я заметила, что проведение НОД с использованием нетрадиционным техник рисования способствует снятию детских страхов, развивает уверенность, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разными материалами, развивает мелкую моторику рук, чувство композиции, цветовосприятия, творческие способности.
Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества. Также я использовала дидактические игры: «Сложи картинку из геометрических фигур», «Самое весёлое», «Необычные кляксы», «Удивительные ладошки», «Силуэт фигуры», «Добрые - злые» .
Работая с детьми я активно вовлекала и родителей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Провожу консультации, анкетирование, беседы по данной теме, практические занятия, выставки детских работ. Родители охотно помогают создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в ДОУ. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Хочу и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.