Приложение МААМ

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Инна Заипутская
Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребёнка - на кончиках его пальцев»

В. И. Сухомлинский.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей, познания мира и развития эстетического восприятия. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей.

Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Моя мама работала в детском саду и рассказала мне, как менялось содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда она только начинала свою педагогическую деятельность, они сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, есть возможность, используя новые и интересные программы и технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения.

Последние 2 года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по рисованию. Сначала я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать, либо дети просто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, навыков и знаний приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний быстро отвращает ребёнка от рисования, так как в результате усилий ребенка рисунок получается неправильным, некрасивым, как ему кажется.

Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду привели меня к выводу, что необходимо использование таких техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Использование нетрадиционных техник позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Во время занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна.

Цель опыта : Способствовать развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования, формировать уверенность в себе, в своих способностях.

Задачи:

- Познакомить с разными техниками рисования;

- Способствовать развитию интереса к рисованию;

- Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для рисования, рассматривание картинок в книжках - потешках);

- Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Сначала я провела небольшую диагностику: 13 из 25 детей чувствовали себя не комфортно на занятиях рисования, кому-то из них не нравилось, что с ними происходит на занятии, кто-то вел себя пассивно, им было скучно. Затем я провела небольшое тестирование ( по его результатам было видно: только 8 детей умеют правильно держать карандаш; 5 детей различают цвета; всего 4 ребенка пытаются раскрашивать раскраски, не выходя за линию рисунка.

Для того, чтобы хоть как-то добиться обратного, мною была проделана следующая работа :

1) Внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме;

2) Оформила выставку материалов, которые могут использоваться при рисовании (пробки, листья, нитки, скомканная бумага, ватные палочки, различные трафареты и многое другое);

3) Создала условия для самостоятельной художественной деятельности детей (выложила книги с картинками, раскраски, альбомы, карандаши, восковые мелки);

4) Включила в НОД нетрадиционные техники рисования.

Знакомство с нетрадиционными техниками начиналось в младшей группе, поэтому я подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубиками, тычком, жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля).

Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Не смотря на необычное начало работы - применение игрового момента, во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но, после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки: «У меня получилось!». Рисование пальчиком - самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!

Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали : «Воздушные шары», «Весёлую гусеницу», «Яблоки», «Шары для ёлочки».

Знакомила детей с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью». Эта техника используется, когда нам надо нарисовать что-то пушистое или колючее. У нас получился замечательный цыплёнок! При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве.

В своей работе я попробовала и многие другие нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям

“Тампонирование” – “Зайки белые сидят” ;

Рисование свечой” – “Картинки-загадки” (маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется. “Мыльные фантазии” – “Космос – инопланетянчики”, “Кляксография” – “Цветущее дерево”.

На занятиях со старшими детьми я использовала еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным, я считаю, использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской", то лучше использовать метод рисование на мокрой бумаге. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или только по отдельной части. И можно изображать неясные образы.

Самым сложным, но наиболее интересными оказались техники граттаж, ниткография, монотипия, рисование цветной бумагой, рисование солью.

Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. Нужно натереть свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисование солью тоже интересный метод рисования : на лист бумаги, предварительно смоченный водой, наносятся акварельные краски, затем лист бумаги нужно посыпать крупной солью, которая впитает часть краски и образует множество выбеленных пятнышек. Используя данный эффект можно нарисовать любой пейзаж.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения. Я заметила, что проведение НОД с использованием нетрадиционным техник рисования способствует снятию детских страхов, развивает уверенность, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разными материалами, развивает мелкую моторику рук, чувство композиции, цветовосприятия, творческие способности.

Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества. Также я использовала дидактические игры: «Сложи картинку из геометрических фигур», «Самое весёлое», «Необычные кляксы», «Удивительные ладошки», «Силуэт фигуры», «Добрые - злые» .

Работая с детьми я активно вовлекала и родителей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Провожу консультации, анкетирование, беседы по данной теме, практические занятия, выставки детских работ. Родители охотно помогают создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в ДОУ. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.

Хочу и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей 1.1.4 Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей[/b] В ФГОСДО обозначено,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. " Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Все мы знаем,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» .

Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз Голышева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, педагог дополнительного образования Главное условие прогрессивного.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Автор: Воспитатель.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей среднего возраста" Цель: Создание.

Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей» Цель: расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 14 января 2018 в 01:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Заипутская (УИ 782925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД