Eлена
Формирование экологических знаний об обитателях земли у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры
▼ Скачать
В период дошкольного детства формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые прежде всего проявляются во взаимодействиях ребенка с живой природой. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с животным миром, воспитание сопереживания представителям животного мира.
Публикация «Формирование экологических знаний об обитателях земли у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Идеи ознакомления детей дошкольного возраста с животным миром отражены в работах А. М. Степановой, Э. И. Залкинд, Е. И. Волковой, П. Г. Саморуковой. Обоснованию методики ознакомления дошкольников с обитателями Земли посвящены публикации В. Г. Труфанова, М. В. Лучич, Т. М. Бондаренко, О. А. Воронкевич, П. Маневцовой, Н. Н. Рыжовой, С. Н. Николаевой. Авторы отмечают, что знакомство дошкольников с живой природой не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой в повседневном общении с детьми с применением разнообразных методов.
Анализ ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Наш мир – природа», «Мы», «Юный эколог») позволил определить содержание работы по формированию экологических знаний об обитателях земли у детей дошкольного возраста, которое включает:
- знания о многообразии домашних и диких животных края, их внешнем виде, повадках, образе жизни, а также о некоторых животных, типичных для других зон;
- знания о зимующих и перелетных птицах, их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к сезонным изменениям в природе;
- знания о рыбах, пресмыкающихся и земноводных, их внешнем виде, повадках, приспособлении к условиям окружающей среды, способах ухода за ними;
- умение различать и называть наиболее часто встречающихся представителей млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых в данной местности;
- готовность ухаживать за животными, которые содержатся в уголке природы.
Одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с миром животных является дидактическая игра. Дидактическая игра, как отмечает А. П. Усова, игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. В. А. Дрязгунова подчеркивает, что именно в дидактической игре успешно закрепляются и систематизируются экологические знания, в том числе о представителях животного мира. Авторы едины во мнении о том, что развивающий потенциал дидактической игры и ее влияние на познавательную активность детей дошкольного возраста зависит от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр, от процесса, требующего достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
С учетом вышеизложенного мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализация проекта «Обитатели планеты» на базе структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Сахзаводская средняя общеобразовательная школа» Ливенского района Орловской области.
На диагностическом этапе проекта было проведено обследование воспитанников, направленное на выявление уровня представлений о животных. С этой целью мы воспользовались диагностическим заданием О. А. Соломенниковой «Определение характерных особенностей представителей мира животных». Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о диких и домашних животных. Они с интересом разглядывали карточки с изображением животных; охотно отвечали на вопросы; подробно описывали внешний вид и образ жизни некоторых представителей. Интересные варианты ответов были получены при выполнении задания по распределению домашних питомцев в те или иные условия их обитания в жилище человека. Так, например, все дети были едины во мнении о том, что тараканы, пауки и крысы не могут быть домашними любимцами. Именно поэтому карточки с их изображениями остались нераспределенными. Амадины оказались неизвестными детям птицами. Чаще всего их называли воробьями. В целом, проведенное диагностическое обследование показало, что у 20% воспитанников высокий уровень представлений о животных, у 70% - средний, у 10% - низкий.
Реализация преобразующего этапа проекта длилась три месяца. К участию в проекте привлекались родители. Так, в первый день проекта в дистанционном формате (по скайпу) было проведено родительское собрание, в рамках которого мамы и бабушки были ознакомлены с идеей проекта «Обитатели планеты» и инструктажом по выполнению с детьми проектного задания - изготовление странички для энциклопедии «Обитатели планеты». Кроме того, родители неоднократно привлекались к оформлению фотовыставок в группе на темы «Эти загадочные животные» и «Мой домашний любимец», для которых взрослые предоставляли фотографии с изображением детей и домашних питомцев, детей и диких животных (в зоопарке, зооуголке и пр.
В рамках реализации проекта с детьми проводились НОД по познавательному развитию, беседы, чтение художественной литературы природоведческого содержания, сюжетно-ролевые и подвижные игры, пластические этюды. Большое значение придавалось информационно-коммуникационным средствам обучения. В частности, занятия по познавательному развитию сопровождались мультимедийными презентациями, просмотром фрагментов фильмов о животных, в свободное от занятий время организовывался просмотр видеороликов и мультфильмов об экзотических животных.
Центральное место в работе с детьми занимали дидактические игры. Среди них : «Назови кто», «Кто в террариуме живет?», «Кто что ест», «Кто как кричит», «Помоги найти маму» и др. Дидактические игры были отобраны с учетом актуального уровня представлений детей о животных. Например, учитывая, что многие дети испытывали большие трудности при выполнении диагностического задания, связанного с описанием условий жизни домашних питомцев, в содержание проекта была включена дидактическая игра «Кто как живет». Цель данной игры - закрепить представления детей об условиях жизни домашних питомцев, особенностях ухода за ними.
Содержание дидактических игр соответствовало изучаемой теме. Так, в рамках темы «Обитатели аквариума» проводилась дидактическая игра «Назови кто», цель которой заключалась в систематизации представлений детей о рыбах и моллюсках и активизации в речи названий обитателей аквариума : гуппи, телескоп, вуалехвост, гигантская улитка, катушка.
Дидактические игры проводились в разные режимные моменты: в рамках непосредственной образовательной деятельности, в индивидуальной работе педагога с детьми, в совместной с детьми игровой деятельности. Поощрялась инициатива детей организовывать дидактические игры в самостоятельной игровой деятельности.
На заключительном этапе состоялась презентация семейных проектов «Обитатели планеты». Дети, придя в группу, рассказывали и показывали оформленные с родителями в домашних условиях странички для энциклопедии с описанием диких животных иди экзотических домашних питомцев. Краткий рассказ о домашнем животном сопровождался одной или несколькими фотографиями с изображением животного и/или ребенка и животного.
Реализация проекта «Обитатели планеты», основанного на дидактических играх, позволяет отметить произошедшую положительную динамику в уровне экологических представлений детей о представителях живой природы. В частности, рассказы детей о животных стали более информативны, сопровождались мельчайшими деталями описания их внешнего вида или ухода за ними; речь дошкольников обогатилась названиями диких и домашних животных (сирийский хомяк, джунгарик, амадины, крыса Дамбо, морская свинка Скинни и пр.).