Рябова Людмила Алексеевна
Статья: Формирование цветовосприятия У Детей младшего дошкольного возраста в Продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рябова Людмила Алексеевна
Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о маленьком человечке, у которого только-только формируются личные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или повысить самооценку, улучшить или ухудшить его самочувствие [4].
Публикация «Статья: Формирование цветовосприятия У Детей младшего дошкольного возраста в Продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Д. А Венгер, А. В Запорожец, А. А Мелик-Пашаев, В. С. Мухина и др., искусствоведы (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков и др., педагоги (В. А Езикеева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Я. А. Коменский, М. Н. Монтессори, Э. Г. Пилюгина, Л. А. Ремезова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Ф. Фребель, и др.) [2].
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой., и др.
Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира [1].
Проблема цвета может рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом. Наше исследование носит педагогическую направленность и посвящается изучению развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Для проверки эффективности использования дидактических игр, содействующих развитию цветовосприятия у младших дошкольников, мы провели комплексный педагогический эксперимент в ДОУ, работающему по типовой программе: «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
В эксперименте участвовали дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) 2-ой младшей группы, всего 12 человек.
Исследование уровня развития цветовосприятия проводилось по методике К. Л. Печоры "Подбор по образцу разнообразных предметов четырех основных цветов".
На констатирующем этапе исследования нашей целью было выявление уровня сформированности цветовосприятия у младших дошкольников, изучение опыта работы дошкольного учреждения по использованию дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия у детей.
Проведя диагностику, мы определили общий уровень сформированности цветовосприятия у каждого дошкольника (рис. 1)
Рис. 1. Диаграмма уровня развития цветовосприятия у младших дошкольников в начале эксперимента
Таким образом, изучив опыт работы ДОУ по развитию цветовосприятия у младших дошкольников, мы можем сказать, что задача развития у детей чувства цвета предусмотрена программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета. Входная диагностика показала слабый уровень развития цветовосприятия. Таким образом, мы считаем, что проводимая работа в ДОУ по развитию цветовосприятия малоэффективна.
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование эталонной системы, расширения словаря.
Необходимым условием для ознакомления детей с цветом является, в первую очередь, организация сенсорного уголка в группе, а также оформление окружения ребенка в эстетическом цветовом решении[5].
Сенсорный уголок включает в себя: различные дидактические игры по цвету, вкладыши, картинки, картотеки игр, цветные предметы, мешочки и т. д.
Работа по формированию знаний детей о цвете велась в трех направлениях: работа с детьми, с родителями, с педагогами.
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, ознакомление проводили в следующей последовательности: хроматические цвета (красный, желтый, синий, затем ахроматические (черный, белый, оттенки (голубой, розовый, серый). Учитывая возрастные особенности дошкольников, использовали нетрадиционные способы: рисование пальчиками, ладошкой, тычком жесткой кисти; оттиск поролоном и листьями, рисование ватными палочками.
Для повышения уровня развития цветовосприятия у младших дошкольников мы формировали у детей умение различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета : красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный и оттенки – голубой, розовый[6].
Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Цель таких игр: научить ребенка различать предметы по цвету путем сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого его обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы цветовых эталонов ребенок учится определять цвет предмета "в уме", т. е. мысленно, не прибегая к практическим действиям, - тогда происходит мгновенное различение цвета.
Игры проводятся в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям малышей.
Необходимо систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны сенсорного развития и воспитания ребенка, и предусматривать ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Для родителей по вопросу формирования цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста организованы общие консультации, проведен семинар-практикум, родительское собрание, оформлены информационные стенды по данному вопросу. Также осуществлялись индивидуальные формы работы (беседы с родителями, поручения, помощь родителей в изготовлении пособий).
Анализируя работы детей, выполненные в ходе занятий по изобразительной деятельности во время формирующего эксперимента мы можем сказать, что в основном дети легко, свободно, самостоятельно нашли способ изображения. некоторые дети, которые имеют средний уровень сформированности восприятия цвета, изображали с незначительной помощью педагога. анализируя технику рисования, можно сказать, что у все дети правильно держат кисть, движения смелые, свободные, уверенные, разнообразные. Анализируя качество рисунков, можно сказать, что у всех детей рисунки яркие, выразительные по форме и цвету за счет детализации, оригинальные, грамотно изображенные, так как форма и цвет переданы обобщенно и правильно.
Результаты сформированности восприятия цвета у младших дошкольников изменились : повысился высокий уровень (70%) и средний (30%) и исчез низкий уровень.
Рис. 2. Диаграмма уровня развития цветовосприятия младших дошкольников в конце эксперимента
В результате проведенной работы на развитие восприятия цвета, дети приобрели сенсорный опыт восприятия и выделения такого важного свойства предметов, как цвет, расширился кругозор в цветовой деятельности, появилось желание передавать разнообразие цвета окружающей жизни в изодеятельности. Преимущество этого опыта в том, что накопление цветовых представлений в детстве имеет большое значение для развития личности в целом и овладения детьми изобразительной деятельностью. У детей появился интерес к цветовой стороне окружающей жизни, стало проявляться предпочтение к определенному цвету, расширился кругозор и ориентировка в манипулировании с цветом и умении свободно им пользоваться при создании изображения. Проявляют интерес к играм с нетрадиционным материалом.
Список литературы
1. Дубровская Н. В. Особенности развития восприятия цвета в дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 6. – С. 21-26.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
3. Люшер М. Психология цвета. - Базель, 1949.-160 c.
4. Мелик-Пашаев А. А. Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32с.
5. Прокопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 6. – С. 24.