Светлана Павленко
Формирование словаря у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.
2 слайд
Задачи:
Помочь ребенку в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
Темочки:
2. Формировать словарь ребенка, обогащая его и пополняя.
3. Выявить детей с низким уровнем развития словаря.
4. Провести работу над пополнением словаря детей, через все виды деятельности.
3слайд
4 слайд
Занятие с детьми по картинкам занимает в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
5 слайд
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, сохраняется в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
6 слайд
Общие требования к организации и методике проведения занятий:
Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятий.
Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
7 слайд
Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.
8 слайд
Речь воспитателя должна быть образцом для подражания, «слова – паразиты», воспитателю нужно научиться задавать вопросы продуктивного характера, не требующие прямого ответа.
9 слайд
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Поэтому, одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны: «Наша улица», «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», разные виды театров, «Уголок настольных игр и игрушек», музыкальный уголок, «Книжный и ИЗО уголок» речевой уголок, уголки для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», в группе есть конструкторы разных видов и размеров.
Словарь формировался через следующие приемы работы:
1Рассматривание и обследование предметов
2 Наблюдения за животными, растениями
3 За деятельностью взрослых.
4 Осмотры помещения детского сада
5 Целевые прогулки
6 Экскурсии (социальное окружение, природа)
7 Ознакомление с природой
8 Показ видеофильмов, презентаций
9 Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием
10 Рассматривание игрушек
11 Рассматривание картин знакомого содержания
12 Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)
13 Дидактические игры с игрушками, предметами
14 Дидактические игры с картинками
15 Игры - театрализации
16 Словесные игры. Загадывание и отгадывание загадок.