Ольга Остапчук
Формирование педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках деятельности родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом научиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей - на всю счастливую и полноценную жизнь. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению педагогов и родителей, родителей и детей.
Публикация «Формирование педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках деятельности родительского клуба» размещена в разделах
Именно это и послужило поводом для создания родительского клуба «Счастливая семья» в детском саду. Работа клуба является важным фактором формирования педагогической культуры.
Объект проектирования: процесс формирования педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования: система мероприятий направленная на формирование педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста
Понятийный аппарат:
Педагогическая культура родителей - совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей. Взаимодействие с родителями – сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Анализ ресурсов:
Материально– технические ресурсы: помещение, компьютер, проектор, экран, стулья, бумага, ручки, карандаши, краски, кисточки, бумага, цветная бумага, методическая литература, фонотека музыкальных произведений.
Кадровые ресурсы: специалисты детского сада: педагог–психолог, логопед, инструктор по ФК, старший воспитатель.
Цель: создание условий, обеспечивающих формирование педагогической культуры родителей средствами деятельности клуба «Счастливые родители» в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Выявить педагогические проблемы современной семьи.
2. Разработать программу родительского клуба.
3. Подобрать методическую литературу по воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста.
4. Организовать систематическую работу родительского клуба по разработанной программе, обобщить результаты, определить ее эффективность.
Целевая аудитория: родители детей младшего дошкольного возраста
Сроки реализации программы: с 4 июня 2015 года по 31 мая 2016 года
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (4.06.15 по 15.09.15)
В рамках подготовительного этапа планируется определение потребностей родителей в вопросах развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей. Составление перспективного плана работы родительского клуба, утверждение графика проведения занятий. Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями, разработка конспектов занятий, изготовление пригласительных билетов.
Основной этап (15.09.15 – 1.05.16)
В рамках основного этапа планируется проведение мероприятий согласно программе клуба для родителей «Счастливые родители». Обобщение результатов, мониторинг эффективности проведенной работы.
План мероприятий родительского клуба «Счастливые родители»
Цель программы: создание условий обеспечивающих формирование педагогической культуры средствами деятельности клуба для родителей «Счастливые родители». Категория: родители детей младшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 10 месяцев, занятия проводятся 1 раз в месяц. Длительность одного занятия 1 академический час, всего: 10 часов.
Мероприятие Сроки Форма контроля
«День рождения Клуба.
Давайте познакомимся». август Диагностика Рефлексия
«Адаптация ребенка в детском саду» сентябрь Рефлексия
«Стили семейных отношений и
эмоциональное самочувствие ребенка» октябрь Рефлексия
«Развитие речи детей» ноябрь Рефлексия
«Кризис 3-х лет» декабрь ДиагностикаРефлексия
«Страх, тревожность» февраль Рефлексия
"Нужны ли наказания?" март Рефлексия
«Играя, обучаем вместе» апрель Рефлексия
"Подведем итоги. Итоговая
презентация работы клуба". май Диагностика Рефлексия
Заключительный этап (1.05.16 – 31.05.16)
В рамках заключительного этапа планируется проведение анкетирования родителей-участников родительского клуба по удовлетворению запросов в вопросах развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста; определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках работы родительского клуба. Обобщение и анализ работы. Диагностика уровня педагогической культуры родителей.
Основные направления реализации проекта: Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста по формированию педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей.
Механизмы, средства и способы реализации проекта:
В содержании работы включены следующие методы:
• метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
• метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
• метод музыкальной терапии;
• метод психомышечной тренировки.
• метод групповой дискуссии – помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
• метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
• метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить освоенные знания на практике;
• метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
• метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
• метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т. е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
• Анкетирование, тестирование, наблюдение, тренинговые упражнения.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта родительский клуб «Счастливые родители» предполагается рост педагогической компетентности родителей, они приобретут необходимые знания для воспитания детей, научатся применять освоенные знания и умения в практике семейного воспитания. Повысится уровень посещаемости мероприятий родительского клуба.
Критерии оценки результатов реализации проекта:
Увеличение количественного состава (посещаемости) участников родительского клуба до 75 % от общего числа родителей младших дошкольников, посещающих детский сад. Уровень удовлетворенности родителей качеством работы клуба увеличится до 90%. Положительные отзывы в книге «Книга отзывов».
Способы предоставления результатов:
• Разработана программа для родителей клуба «Счастливые родители»
• Презентация на педсовете и родительском собрании по итогам реализации проекта
• Аналитическая справка для администрации по результатам реализации проекта
• Презентация итогов работы клуба разместить на сайте детского сада
• Фотоматериалы, книга отзывов
Ресурсное обеспечение: Реализация проекта не требует дополнительных финансовых и материально–технических ресурсов.
Список использованных источников и литературы:
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми. —СПб. : Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с. : ил.
2. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога В ДОУ : Методическое пособие. -М. : Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. —М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
4. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2015. – 203с.
5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».-Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.—160с.
6. Тимофеева М. В. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. -Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 103с.
7. Широкова Г. А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 384 с.