татьяна цуцурова
«Шестиногие малыши». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
«Шестиногие малыши».
Подготовила воспитатель 1 кв. категории: Цуцурова Татьяна Сергеевна
Цель: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг, улыбнуться друг другу.
-Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнём наше увлекательное занятие.
Включаем музыку «Полет шмеля» муз. Н. Римского-Корсакова появляется картинка шмеля и письмо. Ребята, кто к нам прилетел? Как вы думаете зачем?
- Мне кажется, что шмель нам что-то хотел сказать, но так как он не умеет разговаривать, оставил нам письмо с подсказкой (обращает внимание детей на разбросанные фрагменты картинок)
- Мне нравится ваше предположение, что по этим фрагментам нужно собрать картину. И, как мне кажется, картина должна быть не одна. (Обращает внимание детей на рубашки (обратная сторона) фрагментов)
- Посмотрите, у фрагментов обратная сторона разного цвета. Какие здесь цвета?
Дети берут в руки по одному фрагменту, рассматривают их, высказывают предположения, для чего шмель принес им эти фрагменты (собрать из них картину целиком, если мы соберем картинки – узнаем, что хотел сказать шмель)
Дети рассматривают обратную сторону, называют цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
Воспитатель читает загадки:
***Он работник настоящий
Очень, очень работящий
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом?
Дети: Муравей.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать их хотел
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза
Называют ее (стрекоза)
Рассматривание карточек с насекомыми
II – Ребята, а вот и наши гости! Как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые).
- Давайте их расположим по внешнему признаку (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы).
- Расположите по месту обитанию (наземные, водные)
- Расположите по способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)
- Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию. Посмотрите, кто это идет?
1) «Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги» (божья коровка). Назвали ее потому, что она выпускает при опасности молочко, только оранжевого цвета. На самом деле это кровь, которая плохо пахнет. Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (божьих коровок разводят на специальных предприятиях в огромных количествах, потом распыляют их с самолетов над пораженными полями личинками колорадского жука, белокрылкой, тлей)
- Каких жуков вы знаете? (колорадский, майский, жуки-олени, питающие древесным соком, жук-бомбардир, который при опасности выбрасывает едкое облачко, напоминающее дым, светлячок, у которого в темноте светятся крылышки)
- Все жуки имеют 6 лапок, голову, глаза, усики, туловище, 2пары крыльев (первая расположена снаружи, она твердая, под ней находится еще 2мягких крылышка)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
2) - Посмотрите, вот порхает бабочка над цветком. Она сама напоминает нам цветок, имея 4 больших ярких крыла с великолепным рисунком. Очень интересная жизнь у бабочек. Она родится летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и умрет. Затем из яичек появится гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколок вновь вылетит красивая бабочка. Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.
- Это моль родственница бабочки. Хоботок е нее недоразвит и она вообще не питается. Зато ее гусеницы имеют мощные челюсти и поедает волос, мех, шерсть, кожу, перо, сухое мясо и даже кости, нанося серьезный вред хозяйству человека.
3) - Это что за маленький вертолет? (стрекоза)
«Стрекоза – стрекоза – любопытные глаза!
То летит она вперед, то висит, как вертолет,
Над водой голубой, над травой луговой, над полянкой лесной»
Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся на мух, комаров, мотыльки. Стрекоза хищница, так как она питается другими насекомыми. У стрекозы большие, огромные глаза во всю голову и смотрят сразу и вперед и назад, поэтому она может хватать добычу, не поворачивая головы. Стрекоза откладывает яички в воду и размножается в воде.
4) - Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Также поет сверчок.
5) - «По тропе лесной неровной листик тащит муравей.
В десять раз себя огромней, раз в пятнадцать тяжелей»
- Это маленькие труженики. Они строят дом. Подскажите, как называется домик?
- Муравейник строят из маленьких травинок, хвоинок, стебельков. Каждый муравей занят своим делом. Среди них есть рабочие, которые заняты в уборке и строительстве; солдаты, которые охраняют муравейник с царицей, которая откладывает яйца; няньки, которые выхаживают муравьишек и добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червячков. Осенью затихает жизнь в муравейнике, все ходы и выходы плотно закрываются. А муравьи собираются в большой клубок и спят до весны.
6) – «На лужайке, у горы, под зеленой липкой потеряли комары маленькую скрипку.
На лужайке, у горы, у тропы-петлички ищут, ищут комары скрипку-невеличку.
Распищались комары зло и недовольно, и, наверно, с той, поры всех кусают больно»
- А знаете ли вы, что у комаров кусается только самка, самец ни когда не пьет кровь, он питается соком растений и сладким нектаром. Комар не пищит, а звук, который он издает от дрожания его крыльев. Комары и мухи являются переносчиками болезней.
III Физминутка: Игра «Покажи, кто что делает?»
Бабочка над цветком (что делает) - … порхает
Комар над ухом - …пищит з-з-з-з
Пчела (собирает) – мед
Жуки (какой издают звук) – жужжат ; что делают? с дерева на дерево -…перелетают
Муха (переносит) – болезни
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Анализ ошибок.
Выполнение схемы жизненного цикла бабочки и муравья.
- Ребята, а хотите узнать о «детстве» бабочки? Вот эта бабочка откроет нам секрет. Раздвигаем крылышки, и смотрите, как появляется бабочка. Сначала взрослая бабочка что делает? Откладывает яйца. Потом из этих яиц появляются кто? Гусеницы. Гусеницы едят, растут и превращаются в куколок. А потом уже из куколок появляются молодые бабочки. Интересно? А как вы думаете, у муравья такое же детство?
Вот вам картинки, составьте жизненный цикл муравья и бабочки. Кто желает? Может быть, Азамат и Эльмира попробуют? Пожалуйста, выходите к доске и приступайте к работе.
Итог
Так что, ребята, есть в природе ненужные насекомые? Как мы будем обращаться с этими шестиногими малышами?
- А теперь, если вы считаете, что вам всё удалось, всё получилось, встаньте к солнышку, а если считаете, что ещё не всё получилось, было трудно, что-то осталось непонятным, встаньте к тучке. Если появятся ребята, вставшие к тучке, расспросить у них, что не получилось, какие трудности встретились.
- Спасибо, ребята, мне тоже было с вами очень приятно и интересно общаться! Успехов вам в поиске новых знаний!