МААМ-картинки

Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста

Даутова Наталья Валерьевна
Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста

Автор: Даутова Наталья Валерьевна

г. Ульяновск. Россия

Аннотация: В статье кратко представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.

Публикация «Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: Акселерация, мотивация, опосредованный, мнемического, компонент, правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, межличностные отношения.

Annotation : The article briefly presents an obvious problem in the context of the growing information boom, the development and implementation of various educational programs, determined by the mental acceleration of modern children. It is in preschool age that there is an active development of all types of memory of the child and the task of adults is to competently help this development.

Keywords : Acceleration, motivation, mediated, mnemic, component, rules become an internal regulator of children’s activity, interpersonal relations.

Усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Именно в дошкольном возрасте происходит активная подготовка ребенка к школьному обучению. Поэтому высокие требования предъявляются к развитию психических функций ребенка, особенно важно в этом возрасте развивать память.

Проблему развития памяти у детей исследовали в своих трудах Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. М. Житникова, П. И. Зинченко, Н. А. Корниенко, З. М. Истомина, С. Г. Бархотова и другие авторы. Развитие памяти начинается у детей с выделения ими специальных задач на запоминание и припоминание. При этом важной частью развития произвольных процессов памяти является высокий уровень развития непроизвольной памяти.

Развитие памяти происходит в разных видах деятельности дошкольника. Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические игры, позволяющие создать игровую мотивацию, подчинить запоминание близкой и понятной ребенку цели. Их роль в развитии теоретических действий памяти актуальна. Об этом говорят педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, выделяя игру как ведущую деятельность этого возраста.

Процесс совершенствования памяти ребенка идет совместно с развитием речи. Поэтому дидактические игры, развивающие речь, способствуют развитию памяти ребенка. Обучение основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.

При этом дидактическая игра является сложной деятельностью, в которой единство игровой и обучающей задачи и особая позиция взрослого делают дидактические игры уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник». Рассмотрим условия использования дидактических игр как средства развития памяти дошкольников.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в педагогический процесс целостно. При этом дидактические игры являются эффективным средством развития памяти детей дошкольного возраста при создании определенных педагогических условий.

Среди таких условий грамотно подобранный материал дидактических игр, в котором будут задействованы разные виды памяти (произвольной образной, произвольного мнемического действия, опосредованной памяти). При этом, содержание дидактических игр подразумевает использование различных способов и приемов запоминания, а ребенок должен занимать активную позицию в дидактической игре (запоминает, мыслит, проговаривает вслух и т. д.).

Следует заметить, что главная цель любой игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие игры как раз и определяется двумя задачами: дидактической и игровой. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай животное по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с животным.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками (птицы, расставленными на столе и др. Для детей старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.

Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и развивающей задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. Правила в игре выполняют разнообразные функции. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают их осуществить и решить задачу. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы и окружающего мира, систематизируют представление о трудовой деятельности.

Содержание дидактических игр подразумевает использование различных способов и приемов работы по развитию памяти детей дошкольного возраста. Формы и методы работы выбираются в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста уверены во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют устойчивое внимание, развитые восприятие и мышление, понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

Следует отметить, что эффект от дидактических игр будет выше, если ребенок будет занимать активную позицию в игре.

В развивающем пространстве дети создают дидактические игры, готовят атрибуты и придумывают правила. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересней и несcводят ее к упражнению. С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в разные настольно-печатные игры, предоставляя им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила.

В ДОО для детей должен быть подобран разнообразный дидактический материал : альбомы с иллюстрациями живого и неживого мира; дидактические игры : «Что сначала, что потом?», «Собери птицу», «Вершки-корешки», «Раcсели животных на Земле»; модели типичных биогеоценозов Земли; картотека опытов; тематические альбомы по временам года.

Весь материал должен быть расположен в доступном для детей меcте, что способствует возникновению и развитию познавательных интересов, а также формированию у детей представлений о многообразии окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии c поставленной задачей.

Дидактическая игра – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания. Такая игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуется пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты сюжет, ролевое взаимодействие персонажей. При этом воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями.

Главное в дидактической игре по развитию памяти то, что первоначально сама цель запомнить, припомнить должна иметь для ребенка совершенно конкретный смысл. Далее, необходимо помочь ребенку найти способы запоминания, припоминания, научить его доступным ему приемам.

Воспитатели часто побуждают детей запоминать и воcпроизводить. Однако одного лишь требования взрослых недостаточно. Важно, чтобы оно было принято ребенком. А это во многом зависит от отношения детей к заданию. Следовательно, дети учатся выделять и принимать цель запомнить (вспомнить).

Использование повторения в целях запоминания объясняетcя тем, что дети постоянно прибегают к нему в своей деятельности, в своих практических действиях с вещами. При запоминании и сохранении материала в памяти большое значение имеет разнообразие повторений. Добиваясь, например, усвоения детьми названия геометрических фигур, воcпитатель проводит с детьми дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что cпрятано?» и т. п.). Дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы. Взрослый то предлагает найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, то проводит зрительный диктант на закрепление знаний детей о геометрических фигурах.

Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставим перед ребенком задачу запомнить некоторое количество слов. Предложим ему подобрать из картинок такую, которая помогла бы запомнить данное слово. Например, к слову ночь ребенок выбирает картинку, на которой нарисована лампа, к слову молоко – картинку с изображением стакана и т. д. После того как дети овладели смысловым соотнесением и поупражнялись в использовании его, продуктивность запоминания у дошкольников всех возрастов значительно увеличивается.

Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. Затем они должны были вспомнить по картинкам те слова, к которым их подбирали. Оказалось, что успешное воспроизведение слов наблюдалось в том случае, если, устанавливая связь между словом и картинкой, ребенок мог ее словесно сформулировать (от детей требовалось словесное обоснование своего выбора).

Таким образом, именно в дидактических играх заложены большие возможности для развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста. Дидактическая игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

В качестве условий использования дидактических игр, как средства развития памяти детей дошкольного возраста, можно рассматривать следующие:

– организация дидактических игр с детьми с использованием разнообразных форм и методов, носящих интерактивный характер, обеспечивающих непосредственное участие детей в дидактических играх;

– стимулирование их интереса к игре, проявлению творческих способностей;

– использование упражнений и повторения в целях запоминания, демонстрация различных способов запоминания детям.

Дидактические игры классифицируются в соответствии с учебным содержанием:

1. общеобразовательные игры (ролевые, ситуативно - ролевые, имитационные, социодрамы);

2. профессиональные игры (деловые).

Отличие дидактических игр от остальных заключается в ряде характерных особенностей:

• познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;

• присутствуют игровые правила и игровые действия;

• определены дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра состоит из цели, средств, процесса и результата игры.

По этой причине дидактическая игра является разновидностью игры по правилам, которая специально создается педагогом с целью обучения и воспитания детей.

Советский психолог А. Запорожец подчё ркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Дидактические игры можно охарактеризовать следующим образом:

1. имеют словесную форму;

2. объединяют слово и практические действия;

3. сочетают слово и наглядность;

4. объединяют слово и реальные предметы.

В структуре дидактической игры можно выделить следующие структурные составляющие:

1. дидактическая задача, игровая задача,

2. игровые действия, правила игры,

3. результат игры.

Влияние игровой ситуации приводит к комбинированию знаний, в которых реальность объединяется с фантазией и выдумкой. Объединение информации учебного плана с эмоциональным восприятием ведёт к стимуляции умственной и творческой деятельности и создаёт все условия для творческого развития детской личности.

К. Баханов очертил цели игр таким образом:

1. образовательная - включает в себя расширение кругозора, использование знаний, навыков и умений, формирование определённых навыков и умений;

2. воспитательная - включает в себя воспитание воли самостоятельности, формирует определённые подходы, позиции, моральные, эстетические и мировоззренческие установки, воспитывает навыки коллективизма, сотрудничества, товарищества;

3. развивающая - включает в себя развитие памяти, внимания, мышления, речи, фантазии, воображения, эмпатии, творческих способностей, а также мотивирует учебную деятельность.

Дидактическая игра используется для обучения детей на разных занятиях и в других сферах (физическое и умственное воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, развитие коммуникативных навыков, трудовое воспитание).

Дидактические игры делятся на следующие виды:

игры с предметами;

• настольно-печатные игры;

• словесные игры.

Васильева М. А. рекомендует в играх с использованием предметов использовать как игрушки, так и реальные предметы. При игре с ними дети учатся проводить сравнение, устанавливать различие и сходство предметов. Ценность таких игр заключается в том, что с их помощью дошкольники узнают свойства предметов и их признаки: цвет, величину, форму, качество. В этих играх решают задачи по сравнению, классификации, установлению последовательности при решении задач. В процессе овладения дошкольниками новыми знаниями по предмету, игровые задания усложняют, предлагая определить предмет по этому признакам (цвет, форма, качество, назначение и др., что крайне важно для развития логического, отвлеченного мышления. Детям их младших групп дают предметы, которые резко отличаются по своим свойствам, поскольку малыши ещё не способны находить малозаметные различия у предметов.

Словесные игры строятся на действиях и словах играющих. В этих играх дошкольники учатся, опираясь на уже имеющиеся представления о ряде предметов, углубляют свои знания о них, поскольку в этих играх необходимо использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Дошкольники сами решают разные мыслительные задачи, например: описывают предметы с выделением их характерных признаков; отгадывают предметы по описанию; находят признаки различия и сходства; группируют предметы по разным признакам и свойствам; ищут алгоритмы в рассуждениях и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. – М. : Говорящая книга, 2012. – 0 с.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 2001 – 247с.

3. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание – М. : Директ-Медиа, 2010.

4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184с

5. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве. / Возрастные и индивидуальные различия памяти – М. : Просвещение, 1967.

6. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Томск: А-Приор, 2010 г.

7. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М. : Форум, 2010 г.

8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. — Ярославль: «Академия развития», 1997.— 240 с., ил.

9. Клацки, Р. Память человека : структура и процессы. — М. : «Наука», 2001.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 07:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Даутова Наталья Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД