МААМ-картинки

Становление и развитие тьюторства в России

Галина Литашина
Становление и развитие тьюторства в России
▼ Скачать + Заказать документы

Становление и развитие тьюторства в России

В. Э. Донцова

Г. А. Литашина

Аннотация:В статье показан исторический анализ возникновения и развития тьюторства в России. Представлены некоторые принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства. Показана специфика внедрения тьюторства в России.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, технология тьюторства.

Публикация «Становление и развитие тьюторства в России» размещена в разделах

Тьюторская деятельность в современном обществе очень актуальна и необходима для современного общества. Термин, тьюторство в переводе с английского (домашний учитель, репетитор, наставник в обязанности которого входит обучение и сопровождение ученика)[1]. Тьюторство, в Россию пришло из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации как инновационный элемент. Тьюторство не технология, а культура, которая создалась в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

В отечественной образовательной системе никогда не было отдельной фигуры тьютора. Наставниками были домашние учителя, но в по сравнению с тьюторами, им не хватало открытого образовательного пространства, был лишь индивидуальный подход к ребенку. Также существовала традиция монастырских наставников-старцев и старчества на Руси, которую описал Ф. М Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы)[3]. Далее существовали гувернеры в аристократических семьях дореволюционной России. Тьюторство, как самостоятельное движение стало развиваться в России в конце 1980 года во время реформирования всей системы отечественного образования[4].

На сегодняшний день тьюторство активно внедряется в образовательных системах многих стран. В том числе и в России, где его развитие идет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.

Тьютор – это особый тип преподавателя, который, играет роль наставника, организатором самостоятельной деятельности обучающихся по освоению личностно-профессиональному саморазвитию [2].

Тьюторское сопровождение в школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов. На сегодняшний день в России существуют школы, в которых осуществляется система тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение привлекательно для тех педагогов, которые ценят и поддерживают право на собственный выбор ребенка и ответственность за свою жизнь.

Сущность тьюторской помощи ребенку состоит в ситуации осмысления ребенком собственных действий. Тьютор обсуждает с ребенком его цели и достижения, которые происходят в его жизни.

Российская технология тьютора была заимствована за рубежом. Существует несколько требований к тьютору : как к личности, как к специалисту и как к психологу. В эти требования входит, как к личности :

– широта взгядов;

– контактность;

– чувство ответственности;

– психологическая устойчивость,

как к психологу:

–использовать различные методики, технологии и приемы из практической психологии,

как к специалисту:

– расширять знания не только в своей области, но и в других.

Тьюторская деятельность разработана в русле российского образования. Технология тьютора опирается на оригинальность традиций и актуальность подходов. Множество технологий тьютора предполагает сотрудничество обучающего и обучающегося и взаимодействие, которое в итоге приносит положительный результат.

Жизнь ребенка наполнена трудностями, успехами, победами и поражениями, особенно в этап его взросления. Когда ребенок развивается, он становится субъектом, испытывающий изменения, а не объектом воспитательных усилий. Чтобы между тьютором и ребенком протекали хорошие отношения, нужно свести к нулю равнодушие с обеих сторон. Современная школа тьюторства включает в себя эти положения.

Главное предназначение тьютора давать ребенку ошибиться, не исправлять, а поправлять, давая, тем самым, возможность ребенку учиться на собственных ошибках.

Тьюторская работа предполагает череду мероприятий. Главным является совместная работа взрослого и ребенка. В наше время, В России существует множество кружков по интересам ребенка, которые он может выбрать самостоятельно. Кружок предполагает раскрыть таланты и возможности каждого ребенка.

Учебные организации и воспитательная деятельность в школе формирует особый тип сознания и мышления учащихся. Главное ядро развития – это формирование интеллектуальной деятельности и реализация внутреннего плана действия.

Чтобы тьютор сформировал активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему миру, нужно обсуждать с ребенком проблемы, на которые они могут быть направлены. Тьютор, таким образом, дает ребенку понять, что ждет его на жизненном пути.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых ФГОС, в образовательном учреждении должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля[ 5].

Мы считаем, что появление тьюторской деятельности в России, очень благотворно влияет на развитие ребенка, тьюторство является значимым механизмом для развития системы образования. Тьюторы обеспечивают несомненую помощь детям, становятся наставниками и помощниками.

Список литературы:

1. Городецкая Н. И., Игнатьева Г. А. (2010) Технология тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов как открытая система // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - № 2-1. - С. 11-17.

2. Колосова, Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е. Б. Колосова. -М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с.

3. Рыбалкина, Н. В. К истории тьюторства [Текст] / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство : концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: Принт, 2005. - 205 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) // Система ГАРАНТ. URL : https://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/ 1:1 (дата обращения – 18.03.2019)

5. Эльконин, Д. Б. Избранные педагогические труды [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка" Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего,.

Становление мотивационной сферы детей Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее.

Конспект НОД по ФЦКМ «Влияние семьи на становление личности ребенка» в подготовительной группе (национально-региональный компонент) Программные задачи: - приобщать детей к истокам осетинской народной культуры; - закреплять знания.

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребёнка» Cемья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления.

Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии»Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии» C июля 2017 года и по настоящее время участвую в Международном образовательном проекте «Сказкотека» (Сказки России – детям России и Германии).

Программа проекта «Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания» Программа экологического проекта по теме: «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством.

Становление логико-математического опыта ребенка дошкольного возраста Обучение дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в аспекте проекта «Азбука в России» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТА «АЗБУКА В РОССИИ» Речь – явление социальное и служит средством общения людей.

Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России Статья. «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России». Автор: Полицеймако Карина Андреевна. Цель: анализ сущности понятия.

Эссе «Становление воли у ребенка дошкольного возраста» Становление воли у ребенка дошкольного возраста происходит в зависимости от ведущего вида их деятельности, в основном это игры. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление и развитие тьюторства в России
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 14:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление и развитие тьюторства в России» (включая файлы) размещена пользователем Галина Литашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД