Елена Визнер
Средства развития психических процессов у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи разной нозологии в рамках одного учреждения, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи. У детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Кроме того, у многих детей отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Средства развития психических процессов у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Педагогу, работающему в группе, где обучаются дети с тнр ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации учебной деятельности, для понимания материала детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимы особые наглядные средства или дополнительное внимание педагога.
В этих условиях у педагога возникает острая потребность в доступных, надежных инструментах – технологиях, методиках, средствах, позволяющих активизировать деятельность детей с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого. Поиск таких инструментов становится актуальной и практически значимой задачей.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом сверстников. Таким образом, опыт ребенка-участника служит центральным источником развития, коррекции и обучения. Включение интерактивных технологий в практику образования позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса. процесса для создания оптимальных условий развития.
Термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития.
это способ усиленной целенаправленной деятельности педагога и ребенка и позволяет педагогу соединить деятельность каждого дошкольника: возникает целая система взаимодействий: педагог — дошкольник, педагог— группа, ребенок — ребенок, группа — группа.
Технология интерактивного обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную.
И позволяет: - формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность детей;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции дошкольников. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании мнемических процессов, страдает продуктивность запоминания, внимания, нарушение логического мышления, отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере.
Все это создало и привело к необходимости создание лепбука «Познаем вместе» по развитию психических процессов у детей с ТНР.
Интерактивная папка лэпбук («lapbook» : «lap» — колени, «book» — книга) «Познаем вместе» имеет большой коррекционный потенциал. Данное пособие представляет собой папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе.
Несмотря на то, что технология лэпбук возникла в зарубежной педагогической практике, она вполне согласуется с идеями известной технологии поэтапного формирования умственных действий, разработанной в середине ХХ столетия отечественными авторами П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, Н. Ф. Талызиной. Согласно теории П. Я. Гальперина, формирование умственного действия проходит ряд последовательных этапов, одним из которых является выполнение действия, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. д. Кроме того, авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. Кроме того, работа с интерактивной папкой создает коррекционно-развивающий эффект : раскладывание иллюстративного материала по кармашкам, «по заданному образцу», вырезание и конструирование способствует развитию мелкой моторики, задействует кинестетические способы обработки информации, что особенно важно для развития познавательной сферы детей с ТНР.
Важным достоинством лэпбука является его полифункциональность и вариативность. Применение лэпбука позволяет учитывать разные образовательные потребности дошкольника.
Интерактивная папка может использоваться как дидактическое средство, метод, технология, предполагает разные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую, совместную.
Как наглядно-практический метод обучения, интерактивная папка позволяет варьировать степень сложности заданий, помогает детям осмысленно структурировать информацию, закреплять пройденный материал.
В качестве активного метода, создание лэпбука может стать результатом совместной проектной, учебно-исследовательской деятельности дошкольников, совместной творческой работы с родителями.
Цель: развитие мнимических процессов, саморегуляции и самоконтроля, переключение и распределение внимания, логического мышления, развития познавательной активности у дошкольников 5-7 лет с ТНР средствами интерактивного обучения.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать интерес к познавательной деятельности;
- формировать представление о психических процессах : память, внимание, мышление, воображение, речь;
Развивающие :
- развивать диалогическую и монологическую речь,
- развивать психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, речь;
- учит находить причинно - следственные связи.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей усидчивость;
воспитывать интерес к результату своей деятельности.
Большинство кармашков включают задания на развитие логических операций : анализ, классификация и обобщение понятий, развитие речи, формирование практических умений в области экономической деятельности, социально-бытовой ориентировки.
Состоит из коррекционно-развивающих заданий :
Кармашек «Найди отличия»
Данный раздел находится на первой странице наверху и представляет собой набор картинок имеющих 7 и более отличий.
Цель: развитие зрительного внимания, умения сравнивать, находить сходства и различия в объектах.
Кармашек «Штриховка»
представляется в виде карточек контурами картинок и образцами штриховки каждой картинки.
Цель: развитие мелкой моторики, умения действовать по образцу, прилагать усилие руки с различным нажимом
Кармашек
«Таблицы Шульте»
представляет в виде карточек с цифрами от 1 до 9, от 1 до 16 и от 1 до 25.
Цель: тренировать и расширять периферическое зрение, тренировать, скоро чтение концентрировать внимание на конкретном действии эффективно запоминать информацию
Кармашек «Найди и зачеркни» представляет кармашек, в котором находятся картинки с буквами и элементами букв, цифрами и элементами цифр, знаков.
Цель: развитие скорости распределения и переключения внимания-его объема и устойчивости.
Кармашек «Чья тень»
представляет кармашек, в котором находятся картинки с предметами и их тенью.
Цель: развитие зрительного восприятия, умения сравнивать, внимания, логического мышления наблюдательности и усидчивости.
Кармашек «Лабиринты»
представляет кармашек, в котором находятся картинки с лабиринтами разной сложности.
Цель: развитие зрительного восприятия, наглядно-действенного мышления., умения соблюдать правила, умения соблюдать правила, наглядно-пространственного мышления.
«Загадки»
представляет карточки, на которых написаны загадки, а с обратной стороны - отгадки.
Цель: развитие логического мышления и смекалки, умения применять знания в соответствии с обстоятельствами
Кармашек «Ребусы»
представляет карточки, на которых нарисованы ребусы разного уровня сложности, а с обратной стороны - отгадки.
Цель: развитие словесно-логического, понятийного мышления, тренировать внимание и память обогащать речь.
Кармашек «Найди пару»
представляет парные карточки,.
Цель: развитие внимания, памяти, учить сопоставлять отдельные предметы выделяя базовые их признаки, закрепить понятия одинаковые разные, парные.
Кармашек «Перепутанные линии» представляет собой кармашек, в котором находятся картинки с перепутанными линиями разной сложности.
Цель: развитие переключения, распределения, устойчивости внимания
Выявленные преимущества, позволяют говорить о целесообразности применения технологии лэпбук в практике образования в условиях адаптивной школы.
По результатам диагностики, мониторинга, лепбук обеспечивает развитие зрительной памяти, внимания,осознание включённости в общую работу;
развитие навыков общения;
- повышение познавательной активности мотивационной готовности.
Ребенок при этом испытывает ощущение успешности.
Лэтбук рекомендуется использовать:
- при проведении педагогической диагностики (мониторинга);
- в индивидуально-коррекционной работе с детьми;
- в совместной и самостоятельной деятельности детей.