Елена Иваныкина
Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников старшего возраста. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Известно, что творческое развитие, в частности музыкальное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом : улучшается моторика, обогащается чувственно-эмоциональная сфера, интеллект, общие свойства психики. Рассмотрим психологические особенности учащихся старшего дошкольного возраста в контексте музыкальных занятий.
Публикация «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников старшего возраста, 1 часть» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Все это находит отражение в музыкальном материале и формах работы, позволяющих старшим дошкольникам многократно проигрывать социально и личностно значимые ситуации, формировать стереотип социального поведения.
Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность – продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. Музыкально-творческая деятельность в данном контексте представляется собой широкий простор для проявления детской самостоятельности: ведь в искусстве не бывает правильного и неправильного, и ошибка ребенка может не только не испортить намеченное, но и позволит достичь более интересного результата.
В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется мыслительная деятельность, продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него новых аналитических связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактильно-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания. Поэтому для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры (в том числе музыкальные) и др. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше-ниже, длиннее-короче). Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются способности – мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память.
В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Положительную роль и развитии названной когнитивной функции могут играть некоторые виды музыкальной деятельности (например, слушание музыки). Отметим, что восприятие у ребенка дошкольного возраста осуществляется довольно сложно. В этом процессе большую роль играют наводящие вопросы. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т. к. для восприятия времени нет специального анализатора. Все названные особенности должны учитываться педагогом-музыкантом при отборе материала и выборе творческих заданий, чтобы они, с одной стороны, были доступны детям, с другой, служили стимулом и материалом для дальнейшего развития.
Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
- расширение объема внимания;
- рост устойчивости внимания;
- формирование произвольного внимания.
На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей, как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные. В арсенале педагога-музыканта должно быть немало видов работы со старшими дошкольниками, способствующих обогащению и развитию чувственно-эмоциональной сферы ребят.
В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.
В 6-летнем возрасте детей часто одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего, в 7-летнем – наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?». Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка. Музыкальные занятия также способны снизить уровень тревожности, а активная творческая деятельность может стать своеобразной платформой для личных достижений и создания чувства уверенности.
Обратимся к результатам одного из исследований уровня развития творческого мышления детей 5-6 лет [21].
Исследование показало явное преобладание образных творческих способностей над вербальными. Наиболее высокий уровень развития образного творческого мышления в возрасте 5 лет зарегистрирован в группе музыкально способных дошкольников, а в возрасте 6 лет – в группе дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей. Дошкольники 5 лет, обучающиеся по программе развития творческих и музыкальных способностей, имеют достоверно более высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти, чем дети контрольной группы. В возрасте 6 лет музыкально способные дошкольники превосходят своих сверстников по уровню развитию слуховой памяти.
Возрастная динамика в развитии слуховой памяти у музыкально способных дошкольников отмечается в отношении стимулов, различающихся по частоте заполнения и интенсивности; у дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей – в отношении стимулов, различающихся по интенсивности, а у детей контрольной группы – в отношении стимулов, различающихся по длительности.
Все музыкально способные дошкольники 5-6 лет достоверно более успешно, чем сверстники, обучающиеся по типовой программе и по программе развития творческих способностей, формируют рефлекс на время. Это проявляется в сокращении времени реакции и увеличении количества совпадающих со вторым в комплексе стимулом моторных реакций при переходе от тренировочной серии к рефлексной. Независимо от возраста, все музыкально способные дошкольники успешно формируют рефлекс на время.
В группах дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей, отмечается возрастная динамика в развитии способности формировать рефлекс на время, в то время как в контрольных группах возрастная динамика в отношении данной способности не выявлена.
Старшие дошкольники 5-6 лет, независимо от программы обучения способны усваивать ритмическую структуру сенсорного потока с временным интервалом равным 1 с. Дети, обучающиеся по программам развития творческих и музыкальных способностей, отражают ритмический сенсорный образ (поток сенсорных стимулов, проявляя при этом фрактальные признаки в распределении отдельных моторных реакций.
Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной степенью временной упорядоченностью, показала, что независимо от возраста, программы обучения и специфики временной организации акустического потока среднегрупповые показатели времени реакции – отрицательные. При этом, их конкретные значения свидетельствуют о том, что старшие дошкольники способны уловить временную организацию сенсорного потока и на этой основе осуществлять совпадающие моторные реакции.
Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические и зрительные стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной временной упорядоченностью, показала, что у дошкольников, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей время реакции на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности, короче, чем на низко вероятностные акустические стимулы. При этом у музыкально способных дошкольников с возрастом наблюдается увеличение времени реакции на акустические стимулы.
У старших дошкольников 5-6 лет с высоким уровнем оригинальности образного творческого мышления выявлено более короткое время реакции на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности. При этом у детей с высоким уровнем оригинальности творческого мышления отмечается высокая чувствительность к динамической организации сенсорного потока.
1.2. Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности
Музыкально-педагогическая деятельность педагога, работающего с дошкольниками, предполагает решение множества задач. Назовем наиболее важные из них:
- Воспитать любовь и интерес к музыке. Развитая эмоциональная отзывчивость и восприимчивость дают возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогатить впечатления детей через знакомство с разнообразными музыкальными произведениями.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности : восприятие музыки и простейшие навыки пения, ритмики, игры на детских инструментах, знакомство с начальными элементами музыкальной грамоты.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
- Развивать творческое отношение к музыке. Для этого доступные для детей виды деятельности: передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
- Выявление самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Отметим, что такие проявления более характерны для детей именно среднего и старшего дошкольного возраста [8, c. 14-15].
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания : репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
На музыкальных занятиях преобладают следующие виды детского творчества: песенное творчество, игровое творчество, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах.
В процессе музыкально-творческой деятельности дети приобщаются к музыке, не только исполняя произведения по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий. Такое проявление внутреннего мира ребенка позволяет активно развивать его фантазию и воображение. Следует отметить, что творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека, и чем раньше ребенок погрузится в творчество, тем устойчивее будет его психика. Использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребенка [20].
Рассмотрим основные виды музыкальной деятельности дошкольников и выделим приемы, способствующие развитию творческих способностей детей в этой деятельности (по Н. А. Ветлугиной) [15].
Восприятие музыки. Предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления. Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации, могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем детям подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. Марш можно использовать и в игровой деятельности.
Песенное творчество. В начале дети импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», «а-у!», связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец (например, как гудит пароход, жужжит пчела и т. д.). Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» – дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога. Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора». Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.
Игровая деятельность на занятиях музыкой представлена музыкальными играми, плясами, хороводами, инсценировками – все они побуждают детей к творческому самовыражению.
Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей (образ прыгающего зайца, бойкого петуха). Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии (инсценировка песен, например, «На горе-то калина» : дети ломают калину, плетут венки). Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре (например, прибаутка «Вышел зайчик погулять» : передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика). И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.
Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.
Игра на детских музыкальных инструментах. Г. П. Новикова в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах [15].
1. Установка. Начиная со средней группы, детям дается установка: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка, обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.
2. Побуждение детей действовать самостоятельно. Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе используются яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку (например, мишку). Дети импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.
3. Побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование является действенным методом в развитии творческих способностей детей. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.
В соответствии с возможностями детей, их интересами, временем года и т. д. детям можно предложить следующие творческие задания:
- озвучивание стихотворений, сказок;
- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т. д.
Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т. д.
Особенно стоит отметить такую форму работы с детьми как праздник. Он сочетает в себе все формы музыкально-творческой деятельности. Дети с удовольствием готовятся к праздникам, ждут от них чего-то особенного, неожиданного, что диктует некоторые требования к педагогу-музыканту :
- праздник должен быть редким явлением;
- подготовка к нему не должна затягиваться и перегружать дошкольников;
- тематика и содержание праздников должны быть понятны и доступны детям;
- форма проведения должна отвечать интересам детей и учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
У детей подготовительной группы может быть два подготовленных праздника в году: Новый год и выпуск в школу. Дети уже осознанно готовы и хотят выступить перед родителями, как артисты. 8 Марта дети могут показать спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Детям такие формы проведения праздников очень нравятся и доставляют им большое удовольствие. В старшем дошкольном возрасте у детей достаточно для этого навыков и умений. Все другие мероприятия проводятся в форме досугов [7].