Елена Олейникова
Средства и методы формирования у дошкольников безопасной жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое дорогое у человека - это жизнь»
Н. А. Островский.
За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаются с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое, к сожалению часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Публикация «Средства и методы формирования у дошкольников безопасной жизнедеятельности» размещена в разделах
Дошкольникам, свойственны активное познание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым. В связи с этим, возникла необходимость формирования у детей знаний и навыков безопасной жизнедеятельности, достаточно ясных представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, развитие навыков по защите жизни и здоровья от последствий этих ситуаций, подготовки ребенка к адекватному поведению в опасных жизненных ситуациях, в получении унифицированных знаний, устойчивых умелых действий и навыков, осознания необходимости личной безопасности.
Основой являются регулярные занятия, партнерская деятельность педагога и ребенка в течение дня. Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов.
Работа педагога построена на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, и становлении его личности, направленная на формирование готовности к безопасному поведению в различных опасных ситуациях, владение определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности, по следующим разделам:
1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.
2. Ребенок и другие люди.
3. Ребенок и природа.
4. Ребенок дома.
5. Ребенок на улицах города.
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществлялась по разработанному компилятивному плану. Основными направляющими принципами в работе являются:
• полнота реализации работы по разделам;
• системность;
• учет социально-культурных условий;
• учет социально-экономической ситуации;
• сезонность;
• возрастная особенность и ндивидуальный подход;
• интеграция всех участников (детей, сотрудников, родителей).
На основе усвоения общих умений учебной деятельности формируются и элементарные специальные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание и речевое изложение.
Ребенок приобретает знания о себе и окружающей действительности как самостоятельно в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Занятия в форме игры – одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности.
Для успешного решения задач по основам безопасности жизнедеятельности, систематизировался ряд познавательных занятий, где дети смогли вникнуть в суть проблемы. Занятия построены так, чтобы новые знания постигались детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Создание атмосферы заинтересованности и включенности детей предполагает подбор большого количества наглядного и предметного материала, литературы. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление надо проводить с небольшими группами, индивидуально. Работу следует вести систематически, при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.
Эффективным методом закрепления знаний являются дидактические игры. С помощью этих игр у детей развиваются органы чувств, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление.
Особое место принадлежит спортивным развлечениям, праздникам, досугам. Возможность проявить находчивость, сообразительность смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Существенную помощь в достижении целей обучения ОБЖ оказывает использование народных традиций. Разновидности разговорных жанров фольклора – пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенда. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освещенные авторитетом поколения и «переданные нам в освоение.
В силу образно-конкретного мышления детей инсценировка, драматизация художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к нравственно-высокому, без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на речке.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. В игре формирую не только личностные качества ребенка, но и познавательные способности, а так же его отношение к деятельности и людям. В процессе игр дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни.
Сюжетно-дидактическая игра, организованная после занятия, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. В процессе игр приучаю ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д.
Применяя игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, дети обучаются приемам правильного поведения, могут смоделировать соответственное поведение в различных жизненных ситуациях. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. Данный метод позволяет детям научиться действовать в жизненных ситуациях, распознавать неправильные или опасные действия в разных областях жизни.
Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребенка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.
Работа с родителями проводится как индивидуально, так и фронтально. Формы работы разнообразны, и включают в себя:
• проведение бесед и консультаций;
• организация специальных лекций;
• родительские собрания и конференции;
• знакомство с публикациями из журналов «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях;
• оформление папок – передвижек;
• анкетирование – цель, которой: выявить соблюдение и понимание родителями проблемы безопасности детей в различных жизненных ситуациях, планирование работы на будущее.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что грамотно организованная система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и умений по основам безопасности.
Список используемой литературы:
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – Мозаика-Синтез, 2017 -64 с.»
Авдеева, Н. Н. Программа здоровьесберегающего направления. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – М. : Академия, 2007. – 107 с.
Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Детство – Пресс, 2015. – 71 с.