Нелли Лигонькова
Среднесрочный проект «Бережливые технологии» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный проект «Бережливые технологии» для подготовительной группы подготовила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка»; г. Выкса, Нижегородская область
- Лигонькова Н. Б.
Гипотеза: Внедрение принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в ДОУ
Темочки:
- Бережливость. Бережливые технологии
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
В рамках проекта планируется разработка и реализация следующих мероприятий:
Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
Стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
Рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников;
Данные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и улучшат качество оказываемых образовательных услуг
Проблемы: Наличие потерь времени при выполнении ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах.
Несовершенство безопасности при передвижении воспитанников, родителей и сотрудников в коридорах ДОУ.
Нерациональное использование рабочих мест.
Ключевой риск – снижение эффективности воспитательно-образовательного процесса и повышение неудовлетворённости родителей качеством образовательных услуг
Актуальность
• Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в дошкольном образовательном учреждении не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе открывает воспитателю новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на организацию режимных моментов.
• Внедрение технологии бережливого производства в образование объясняется тем, что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов, воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным набором знаний, умений и навыков.
• Применение бережливых технологий, как одного из видов инноваций проектирования образовательного процесса влияет на формирование компетентности педагогов, развитие креативности, выработку у них исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к повышающую качества воспитательно-образовательного процесса.
Тип проекта : Групповой, среднесрочный, информационно-практико-ориентированный.
Длительность работы над проектом :
Старт проекта : 01.09.2020 г.
Диагностика, целевое состояние, разработка мероприятий по реализации проекта : 01.09. - 10.09.2020 г.
Внедрение улучшений: 11.09. – 09.10. 2020 г.
Закрепление результатов и закрытие проекта : 09.10. – 16.10.2020 г.
Применение визуализации в ежедневных операциях воспитанников и сотрудников ДОУ
Основные направления развития: Привитие любви к порядку (самодисциплина, аккуратность); развитие инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности); формирование умения работать в команде
(достижение общей цели и желание улучшения в работе).
Участники проекта : Педагоги, дети, родители.
Целевая группа : Подготовительная.
Цель проекта : Внедрение принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и улучшения качества услуг в ДОУ.
Задачи:
• Повышение эффективности организации воспитательно- образовательного процесса;
• Развитие нестандартного мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
• Апробировать на практике современные подходы к организации
образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ
бережливости у старших дошкольников.
• Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников
по формированию основ бережливости у дошкольников.
• Освобождение времени для самообразования и творчества.
• Повышение удовлетворенности воспитанников и педагогов.
Ожидаемые результаты.
Формирование в ребенке организации личности для применения культуры бережливого мышления в жизни.
Минимизация потери (времени, финансов, материалов, усилий); исключение из них ненужных избыточных действий воспитанников и педагогов; эффективное использование времени педагогов и воспитанников.
Оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду.
Повышение качества образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения и др.
Этапы реализации:
• 1-й этап – подготовительный.
- Диагностика, целевое состояние, разработка мероприятий по реализации проекта :
• -изучение материалов по теме в интернет-источниках;
• -постановка целей и задач, определение актуальности, его результата;
• -подготовка презентаций для воспитателей и детей;
• -подготовка консультации для родителей;
• -разработка беседы для дошкольников.
2-й этап – основной.
- 1. Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д.) ;
2. Стандартизация ежедневных операций;
3. Организация рабочих мест и пространства персонала.
Работа с детьми:
В ходе реализации проектов проводилась следующая работа:
- беседа: «Надо вещи убирать –не придётся их искать» ;
- чтение сказок и историй;
- тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло»;
- обсуждение проблемных ситуаций, где не навязывалось мнение воспитателя, а наоборот, прилагались все усилия, чтобы не лишать ребенка возможности мыслить самостоятельно;
- включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов;
- организация тематических сюжетно-ролевых игр;
- выполнение коллективных работ.
Для работы с детьми применялись различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Бережём время
Создание система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада: правила, схемы, подсказки, алгоритмы
Бережем место
Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем.
Бережем себя
Внедряются элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения.
3-й этап – заключительный.
1. Мониторинг результатов деятельности участников проекта.
2. Оформление презентации по результатам работы.
3. Оформление отчёта о проделанной работе.
Формы взаимодействия с семьей:
- Консультация «Порядок –залог ответственности, чистоплотности и бережливости».
-Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»
-Участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.
-Совместные рисунки по теме проекта.
В течении всего времени реализации проекта по улучшению условий рационального использования рабочего времени при подготовке к образовательной деятельности: выполнялся план мероприятий по достижению целевого (идеального) состояния и целевых показателей процесса, велся мониторинг целевых показателей проекта и промежуточная оценка результатов реализации проекта, постоянно проходило обучение участников процесса на местах необходимым методам и инструментам бережливого производства.
Были определены пути достижения целевого (идеального) состояния и целевых показателей процесса;
проведен анализ влияния предлагаемых решений, определение рисков при реализации проекта и методов управления ими;
Для решения проблем и поставленной цели проекта :
проведена систематизация материала по развитию дошкольников и в педагогическом шкафу; созданы индивидуальные места для хранения материала; приобретены контейнеры для переноса материала;
подготовлен материал по списку за ранее в соответствии с задачами ООД и оборудованием.
Инициирована помощь детей в организации образовательной деятельности.
Рефлексия:
• Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций проектирования повысило уровень профессиональной компетенции, стимулировало развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширило области специальных знаний, развитие аналитических, практических и информационных умений. Внедрение бережливых технологий привело к инновационным изменениям в педагогический процесс, способствовало гармоничному развитию личности ребенка, повышению качества образования дошкольников, вовлечению родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ
Перспектива:
• Перспектива дальнейшего исследования данного опыта и профессиональной практики заключается в том, что совершенствование деятельности позволит обеспечить: профессиональный рост педагогов, формирование новых педагогических компетенций, создать документооборот в части внедрения бережливых технологий.
• Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и дошкольных организаций.