Мажирина Юлия
Среднесрочный творческий информационный игровой проект «Мы и космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Творческий, информационный, игровой.
Продолжительность проекта : среднесрочный (8 недель)
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Дети узнают о Солнечной системе, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, о первых животных покоривших космическое пространство. Проект поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской художественно эстетической деятельности.
Публикация «Среднесрочный творческий информационный игровой проект „Мы и космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Проблема:
• Основной и самой важной проблемой из-за которой я решила сделать это проект это то что дети перестали мечтать и интересоваться тем что происходит вокруг, рядом, а уж тем более им не интересно что там – выше неба.
• Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос, о том кто еще летал в космос.
Обоснование проблемы:
• Большая занятость родителей, бесконечное суетливое и торопливое время не дает нам остановиться на минутку, поднять голову в верх и смотря сквозь безграничное пространство неба подумать, а что же там? Если нет времени на это, то что же говорить о чтении книг, статей, энциклопедий где можно найти ответы на многие вопросы связанные с космосом и со вселенной. Родители дают крайне мало информации по данной теме.
• Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
• Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель проекта :
• Углубить знания детей среднего дошкольного возраста о космическом пространстве, освоении космоса людьми, дать начальное представление о вселенной через художественно эстетическое и познавательное развитие.
• Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда.
• Познакомить с планетами солнечной системы, изготовить макет.
• Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
• Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, первыми животными покорившими космические просторы и другими покорителями космоса.
Задачи проекта :
• Расширить представление детей о многообразии космоса.
• Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях.
• Познакомить более подробно с биографией с Ю. А. Гагарина.
• Развивать творческое воображение, фантазию при помощи нетрадиционных техник, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
• Привлечь родителей к совместной деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный, презентация проекта.
Предварительная работа:
• 1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
• 2. Выставка познавательной литературы о космосе.
• 3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.
• 4. Подготовить необходимые материалы, инструменты для работы в нетрадиционных художественных техниках.
• Закрепление полученных знаний осуществляли через художественно – продуктивную деятельность. На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы постарались передать свои впечатления о космосе в рисунках и поделках.
• Так же были привлечены в работу родители, которые заинтересовались данной темой и активно в ней участвовали, выполняли совместно с детьми макеты, рисунки, аппликации Космоса
Предполагаемые результаты:
• Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Материалы, оборудование: Демонстрационные презентации, книги, иллюстрации, картинки, цветная бумага, ножницы, клей, картон, фольга, свечи, краски, гуашь, карандаши, соль, пластилин, целлофановый пакет, трафареты.
Первый этап: срок 5-11 марта 2018г.
Первая неделя «Подготовительная» 5-11 марта 2018
• Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
• Информация для родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий.
Второй этап: 12 марта – 22 апреля 2018г.
• Создание в группе условий для реализации проекта
• Работа с родителями по заданной теме.
• Организация дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы
Вторая неделя «Знакомство с космосом»
Просмотр и прослушивание презентации
Тема: «Солнечная система»
Цели:
Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, выяснить знания по данному вопросу.
Совместная работа детей по изо в нетрадиционной технике солью
Тема: «Такой удивительный космос»
Цели:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой создания изображения при помощи соли.
2. Побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.
3. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
4. Укреплять сотрудничество между детьми и педагогом.
5. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
6. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Чтение детской энциклопедии о солнечной системе.
Физминутка «Космонавты»
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Приглашение к участию родителей.
Размещение справочной информации для родителей по тематике бесед и занятий с детьми.
Приглашение к активному участию в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
Дидактические игры «Космос»
Третья неделя «Планета - Земля»
Посещение библиотеки, прослушивание и просмотр презентации
Тема: «Планета – Земля»
Цели:
Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге. Способствовать ознакомлению детей с научной версией образования материков, с условными обозначениями суши, воды на глобусе и картах, с названиями материков.
Совместная работа по лепке в технике пластилинография
Тема: «Галактика»
Цели:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки.
2. Развивать у детей фантазию, творческое воображение;
3. Закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет,
4. Закреплять навыки составления целого из частей;
5. Подводить к эмоциональной оценке готовых работ.
Создание общей работы детей по средствам нетрадиционной техники. Организация выставки, знакомство и консультирование родителей по данному виду технике лепки.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Физминутка «Космонавты»
Дидактические игры «Космос»
Четвертая неделя «Планеты солнечной системы»
Просмотр и прослушивание презентации
Тема: «Планеты солнечной системы»
Цели:
Обогащение знаний детей о планетах солнечной системы.
Совместная работа детей аппликация и конструирование.
Тема: «Космодром»
Создание единой композиции из отдельных частей. Изготовление ракет в технике аппликация.
Цели:
Направлять и формировать представление детей о возведении постройки по замыслу, подбирая необходимые детали. Уточнить и систематизировать знания о космосе. Развивать глазомер.
Способствовать видению в геометрических фигурах конкретные объекты действительности и их элементы, достраивать и преобразовывать «фоновую» картинку;
Конструировать из готовых деталей (кругов, овалов, квадратов, треугольников, прямоугольников) изображение тематических объектов и объединять их в композицию «Космодром».
Воспитывать взаимопомощь, умение договариваться, умение получать удовольствие от совместной деятельности;
Воспитывать уверенность в себе, коммуникативные навыки.
Чтение детской художественной и энциклопедической литературы о космонавтах и космических полетах; рассматривание иллюстраций с изображением космодрома, стартовой площадки, космической ракеты.
Физминутка «Полет»
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
Пятая неделя «Покорители космоса»
Просмотр и прослушивание презентации
Тема: «Покорители космоса»
Чтение: Изд. ФЕНИКС «ЖЗЛ для детей. Кто такой Гагарин?»
Цели:
Систематизировать знания детей о первых космонавтах. Познакомить детей с первыми покорителями космоса, сформировать представление о работе космонавта в открытом космосе.
Совместная работа детей, рисование в нетрадиционной технике при помощи трафарета и целлофанового пакета
Тема: «День – космонавтики»
Организация выставки работ детей, консультирование и ознакомление родителей с нетрадиционной техникой рисования.
Цели:
1. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования при помощи трафарета и целлофанового пакета.
2. Закрепить умения и навыки работы с красками, кистями, трафаретами, целлофановыми пакетами;
3. Развивать художественно-творческие способности детей;
4. Развивать мелкую моторику, абстрактное мышление, чувство композиции;
5. Развивать воображение, интерес к изобразительному творчеству.
Шестая неделя «Животные в космосе»
Просмотр и прослушивание презентации
Тема: «Животные в космосе»
Цель:
Обогатить знания детей о первых покорителях космоса.
Аппликация в технике оригами.
Тема: «Ракета»
Организация Выставки работ детей аппликация в технике оригами «Ракета»
Цель:
Развить интерес к художественному творчеству, умению складывать оригами из бумаги, развивать мелкую моторику рук, продолжить совершенствовать навыки наклеивания (складывать квадрат гармошкой, загибать углы к середине, загибать боковые линии к середине, дополнять разными деталями);
- Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.
Подвижная игра «Невесомость»
Седьмая неделя «Луна – спутник Земли»
Просмотр и прослушивание презентации
Тема: «Луна – спутник Земли»
Цель:
Расширять представление о лунной поверхности земли.
Совместная работа детей в технике сюжетная лепка «Полет в космос».
Тема: «Полет в космос»
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, лепка из соленого теста.
2. Обогащать и формировать знания детей о лепки отдельных объектов (планеты, ракеты, звезды и тд).
3. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
4. Развивать координацию рук и мелкую моторику.
Подвижная игра «Солнце – чемпион»
Третий этап: 23 -29 апреля 2018г.
Восьмая неделя: Продукт проектной деятельности. Макет «Солнечной системы»
Совместная работа воспитателя, детей и родителей над итоговым макетом «Солнечная система».
Итоговая сборка макета «Солнечной системы»
Презентация проекта, презентация лэпбука «Солнечная система», папка передвижка "День Космонавтики".
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные презентации, занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов на появляющиеся вопросы, интерес к новым нетрадиционным видам творчества, коллективным работам. Они стали более внимательно относится к своим товарищам, помогать в развитии полученных навыков и знаний. Повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали детей (44,7%, на среднем уровне были знания у детей (31,2%, совсем низкий уровень – у детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (90,6%), средний уровень - 1 ребенок (9,4%, низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.