Анна Тертышная
Способы формирования мотивации к логопедическим занятиям детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественных и зарубежных исследованиях, которые посвящены проблемам развития и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи, уделяется достаточно много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, а так же знаний, которые должны быть усвоены детьми. Однако такой важный компонент деятельности, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее «мотор», оказался за рамками анализа специалистов. Наименее изученными остаются вопросы мотивации к логопедическим занятиям, по ним существуют лишь единичные исследования. Подобно проблемой изучения мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи занималась С. М. Валявко [1]. Ею были разработаны анкеты для опроса логопедов и тест, основанный на психотерапевтический приеме проективной идентификации, наилучшим образом соответствующий психологическим и речевым возможностям дошкольников с ОНР. В то же время мотивация к логопедическим занятиям свидетельствует об осознанности своего дефекта и повышает эффективность коррекционной работы, поэтому изучение данного вопроса актуально и перспективно.
Публикация «Способы формирования мотивации к логопедическим занятиям детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Анализ литературных источников показал, что наиболее эффективными являются следующие способы формирования повышения мотивации к логопедическим занятиям.
• Речевые игры на развитие ВПФ
Данные игры вызывают интерес, что способствует повышению мотивации, так как мотивация – это желание заниматься. Примерами таких игр могут быть такие как: «Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»[4].
• Создание ситуации успеха
Разрешение проблемной ситуации на уроке повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему. Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках.
• Сказкотерапия
Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
• Наглядные материалы
Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков, а так же повышает интерес к учебному материалу. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.
• Применения ИКТ
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития мотивации можно использовать ИКТ. Компьютерные технологии повышают интерес к занятиям и активизируют познавательную деятельность. Например, программы «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры»
• Элементы арт-терапии
Целью арт-терапии является облегчение процесса обучения. Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов. Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. (Мульттерапия, пескотерапия)[3]. Данный метод близок детям и поэтому он является важным в формировании мотивации к логопедическим занятиям.
Таким образом, проблема изучения и формирования мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи разработана недостаточно, является актуальной и перспективной в наше время, что свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения