Ольга Артюшкина
Особенности конфликтного поведения и способы его устранения у детей старшего дошкольного возраста
Особенности конфликтного поведения и способы его устранения у детей старшего дошкольного возраста
Устраивая ребенка в детский сад, родители всегда думают о пользе общения со сверстниками, о его благополучном развитии и воспитании, компенсации недостающего внимания ДОО из-за нехватки времени на ребёнка у родителей в дневное время. В то же время приходится встречаться и с такими жизненными ситуациями, как конфликты между детьми. В старшем дошкольном возрасте у детей сформировано своё мнение, свои убеждения, которые дети уже готовы отстаивать любыми доступными способами. Чаще всего эмоции и убеждения соперника у детей проявляются с помощью насильственных методов в виде применения физической силы и оскорблений. Дети ещё не умеют объективно оценивать, правы они или нет в своих убеждениях. И, как правило, считают, что кто сильнее, тот и прав. Такое мнение можно встретить как в семейном кругу у взрослых, так и между политиками. Это мнение возникает из-за недальновидности, неумения находить компромиссы, нежелания уступать друг другу и из-за неумения вести конструктивные диалоги. У детей детского сада конфликтные ситуации могут быть разовые, как между двумя соперниками, а могут и развиваться коллективно, когда мнение и манеры поведения коллектива дошкольников не совпадает с мнением одного ребёнка.
Публикация «Особенности конфликтного поведения и способы его устранения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Из-за конфликтов эмоциональный мир ребёнка может пошатнуться, у некоторых детей занижается самооценка, возникают стойкие страхи, нарушается психоэмоциональное состояние, которое может привести к психическим отклонениям. Другие же дети становятся слишком агрессивные, что тоже меняет их психический и эмоциональный мир. В конфликтной ситуации дети не сопереживают и не уступают друг другу, они не могут представить, что может чувствовать и ощущать другой человек. Это восприятие в таком возрасте у дошкольников ещё недостаточно развито. Дети воспринимают только внешние качества других детей, в том числе и их агрессию: отбирание игрушек, ругательства в виде обзывания, пинания, щипания, они не видят под внешним обличием сверстников личности, которые могут быть схожими в каких-то интересах и предпочтениях, а могут быть и противоположными. Каждый ребёнок считает, что именно его должны слушать, дети не умеют выслушивать своих собеседников и поэтому возникают конфликты. Самостоятельное разрешение конфликтов дошкольников, между сверстниками, вряд ли приведёт к какому-то общему решению и взаимопониманию. У детей способность взаимодействия между собой и характер общения со временем преображаются и становятся более слаженными. Некоторые дети стараются больше других обратить на себя внимание, занимают позицию руководителя, командира и требуют послушания от других сверстников. Здесь мнения у детей – дошкольников начинают расходиться. Кто-то готов подчиниться и выполнять указания, а кто-то сразу воспринимает как вызов и оспаривает превосходство сверстника над другими детьми.
Существует два вида направленности конфликтов : внешний и внутренний.
Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.
Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.
Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).
Воспитатель должен научить, в первую очередь, детей слушать друг друга, договариваться и идти на компромиссы, а не судить, кто прав, а кто виноват. Во всяком случае, воспитатель должен высказать свое мнение о нарастающей проблеме конфликта, например: «вы можете вместе играть, зачем же ссориться, вы могли бы стать добрыми друзьями». Воспитатель всегда найдет способ мирного разрешения конфликта в коллективе дошкольников, но нужно, чтобы и дети учились слушать друг друга и приходить к общему решению назревающей проблемы. Способности детей не надо недооценивать, они вполне даже могут удивить Вас своей приспосабливаемостью к жизни. С развитием навыков общения у детей развивается способность слушать и понимать друг друга, поддерживать и продолжать тему разговора, проявляются коллективные обсуждения различных ситуаций, совместного решения некоторых возникших вопросов.
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации : утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия («Когда ты…»);
- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);
- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).
4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации :
- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);
- выдвинуть определенные жесткие требования;
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта.
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
• Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
• С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
• Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
• В какие игры ты любишь играть больше всего?
• Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
• Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
• Можно ли нарушать эти правила?
• Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
• Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
• Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
• Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:
1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Дети дошкольного возраста быстро учатся объективно оценивать свое поведение и поведение сверстников. На занятиях с детьми нужно учить их «остужать свой пыл» в спорах, уметь контролировать свои эмоции и поведение, управлять собственными чувствами, учить дружбе, пониманию других и сопереживанию. Детям более доступны такие уроки в игровой форме и виде коллективных непринуждённых обсуждений различных проблем и ситуаций. Детей надо учить вежливо просить, вежливо обращаться друг к другу, делиться, ребё нок должен знать волшебные слова: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания и т. п.