Юлия Елтышева
Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста
Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности.
Темочки:
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Общение с детьми – важный фактор психического развития малыша. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Но в настоящее время, появившиеся новшества в сфере компьютерных технологий отрицательно влияют на уровень общения ребенка. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений
Ключевые слова: дошкольный возраст, личность, познавательная деятельность, структура дошкольного возраста, сфера межличностных отношений.
Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии. Её родоначальником был известный педагог Ж. Пиаже. Как раз Пиаже ещё в тридцатых годах заинтересовал интерес детских ученых по психологии к сверстнику, как к немаловажному фактору и нужному относительно общественного и эмоционального формирования детей, содействующему разрушению эгоцентризма. Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни малыша. Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит благополучность в ходе взросления.
Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в организме ребенка и считается определенным этапом созревания организма. В этот период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи[1].
Познавательная деятельность - это осмысленная деятельность, сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский прописал, что умственное развитие выражает то новейшее, что выполняется без помощи других посредством новообразования других иных качеств разума и переводит психические функции с наиболее низкого в наиболее важный уровень развития по направлению произвольности и осознанности. [1].
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление [2].
Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности;
2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность;
3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы[2].
Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система «ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок – родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок – воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни ребенка[4].
Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет потребность в общении с другими детьми.
Характерно, что дошкольники вначале даже как будто избегают прямых контактов с другими детьми (если, конечно, среди них нет соседей по дому или семейных знакомых). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь из воспитанников забыл принести в сад свою любимую игрушку, а ему хочется играть, то он не обращается к другим детям с просьбой дать ему другую игрушку, ребенок обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что воспитательница заметит его бедственное положение. Воспитатель, узнав, в чем дело, обращается к детям, с просьбой, поделиться своими игрушками. Ребенок, у которого есть свободная игрушка, не отдает её товарищу сам. Он подает игрушку воспитателю, которая и передает её ребенку[ 3].
Со временем воспитатель учит детей обращаться друг другу с просьбой. В следующий раз она уже не берет сама нужный предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно дети начинают все больше чувствовать себя частью целой группы. Появляется гордость за свою группу, дети начинают заряжать яркими эмоциями всех вокруг. Эти первые ростки коллективизма необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими ровесниками. Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель. Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не только с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя замечать такие детали и разрешать их [4].
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 220 с.
3. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. –111-113с.
4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - 35с.