Приложение МААМ

Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования

Елена Кокушкина
Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования – важная проблема современной педагогики и психологии, решение которой является одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) [1].

Публикация «Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» размещена в разделах

При этом способности можно определить как индивидуальные особенности или, иначе говоря, внутренние психические регуляторы, выступающие субъективными условиями успешного осуществления индивидом определенного рода деятельности и овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками [9, с. 412].

Познавательные способности рассматривается в научной литературе, включая труды Л. С. Выготского, А. Н. Лука и других исследователей, как совокупность сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей, которые опираются на интеллектуальную активность и любознательность ребенка, проявляясь в различных видах его деятельности [2; 7].

Л. С. Выготский всегда подчеркивал, что развитие и реализация познавательных способностей является уделом всех людей и, естественно, постоянным спутником детского развития [2, с. 31].

А. Н. Лук считал, что уровень их развития зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от окружающей человека среды, от воспитательных воздействий на него и особенностей личности воспитывающего. Ученый подчеркивал, что познавательные способности не превращаются автоматически в интеллектуальные и творческие свершения. Для достижения положительного результата здесь необходим «двигатель» или «природный ремень», который «запустил бы в работу соответствующий механизм мышления» [7, с. 28].

В современном обществе роль такого «двигателя» в значительной мере исполняют дошкольные образовательные организации (далее – ДОО, в стенах которых познавательное развитие детей осуществляется как целенаправленный процесс становления личности под влиянием воспитания, обучения и социальной среды [1].

Система управления педагогическим персоналом ДОО в целях обеспечения максимально эффективного развития познавательных способностей дошкольников должна, на наш взгляд, включать в себя реализацию нескольких принципов, на которые обращает особое внимание Е. Б. Манузина. Это [8, с. 130] :

во-первых, принцип научности, в соответствии с которым деятельность ДОО в анализируемом направлении должна осуществляться с опорой на новейшие достижения науки и практики;

во-вторых, принцип сотрудничества, обеспечивающий высокорезультативное диалогичное взаимодействие администрации образовательного учреждения и его персонала, где не только руководство, но и педагоги выступают в качестве полноценных субъектов управления;

в-третьих, принцип единства управления и самоуправления, в рамках которого особую важность приобретает не просто уровень профессиональной компетентности отдельных педагогов, а их активное вовлечение в коллегиальное обсуждение и разрешение всех возникающих в ходе работы вопросов. Подобный подход значительно повышает личную ответственность каждого члена педагогического коллектива за результаты работы ДОО, в том числе в части развития познавательных способностей воспитанников.

Рассматривая проблему познавательного развития дошкольников, следует также обратиться к особенностям построения в ДОО научно-методической деятельности. В трактовке О. В. Пузаткина она представляет собой открытую систему с широчайшим спектром функций, которая включает совместную деятельность административного звена образовательного учреждения, его педагогов и ряда внешних структур для достижения высокого качества образования путем целенаправленного повышения профессиональной компетентности всех ответственных лиц. Основную цель научно-методической деятельности автор видит в обеспечении оптимального уровня квалификации педагогических кадров и методического оснащения образовательного процесса внутри единого информационного пространства для формирования результативной системы управления качеством образования в условиях реализации действующих стандартов образования [10, с. 262].

Повышение эффективности научно-методической деятельности в ДОО, включая развитие познавательных способностей дошкольников, требует комплексной реализации инновационных способов кадрового взаимодействия, к которым Е. О. Галицких, например, относит такие социально-психологические методы кадрового менеджмента, как [3, с. 20-22] :

1) системное консультирование (консалтинг) – организация управленческой деятельности, обеспечивающей: а) своевременное выявление и анализ личностных и профессиональных проблем среди педагогов ДОО; б) выбор передовых средств и методов кадрового менеджмента, направленных на быстрое и эффективное разрешение выявленных проблем; в) проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогов с составлением программы профессионально-личностного развития в условиях непрерывного обучения; г) повышение психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в новых ситуациях;

2) сотворчество – формирование системы взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленной на: а) раскрытие творческого потенциала, развитие внутренних творческих возможностей педагогов; б) запуск механизмов их самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации; в) совместное создание, осмысление, оценку инновационного опыта профессиональной деятельности;

3) соуправление – процесс включения педагогов в конструирование новых видов образовательной практики и научное управление этими процессами;

4) фасилитацию (стимулирование, вдохновение) – повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями.

Реализация перечисленных выше методов управления персоналом возможна при использовании разнообразных педагогических технологий, среди которых С. И. Карелина и Е. Н. Юмасултанова выделяют: а) собеседования в начале года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году; б) лекции с элементами диалога, семинары и круглые столы с применением метода «мозговой штурм», деловые игры, тестовые задания; в) коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов, например, в сфере развития познавательных способностей дошкольников; г) взаимные посещения занятий; д) организация выставок с методическими разработками и дидактическими материалами и др. [5, с. 225; 11, с. 437].

Таким образом, эффективное профессиональное воздействие на познавательную сферу ребенка-дошкольника по силам лишь высококвалифицированному специалисту, способному к осознанному анализу своей деятельности. Поэтому активный переход к современной модели дошкольного образования требует внедрения инновационных способов организации кадрового менеджмента и научно-методической работы в ДОО, которые были бы направлены на развитие множества профессиональных и личностных качеств педагога.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL : https://standart.edu.ru/ (дата обращения : 03.06.2021).

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2017. – 96 с.

3. Галицких, Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – №3 (32). – С. 16-27.

4. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – М. : Новое знание, 2019. – 336 с.

5. Карелина, С. И. Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения / С. И. Карелина // Актуальные проблемы дошкольного образования : современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 224-226.

6. Краспицкая, Н. И. Основные направления методической деятельности в дошкольном образовании по достижению качественных изменений / Н. И. Краспицкая // Информационно-аналитический вестник. – 2017. – №22. – С. 17-27.

7. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия, 2018. – 336 с.

8. Манузина, Е. Б. Особенности управления научно-исследовательской деятельностью преподавателей педагогического вуза / Е. Б. Манузина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – №1 (190). – С. 122-134.

9. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн. : Книжный дом, 2016. – 1280 с.

10. Пузаткин, О. В. Внешние ресурсы реализации научно-методической работы в школе / О. В. Пузаткин // Перспективы развития современного образования. В 2 ч. Ч. 1. – М. : МПГУ, 2017. – С. 261-266.

11. Юмасултанова, Е. Н. Современные образовательные технологии в работе с педагогическим коллективом / Е. Н. Юмасултанова // Актуальные проблемы дошкольного образования : современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 436-439.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Дидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 летДидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 лет В каждом доме есть выключатели, розетки, защелки. Детям всегда очень интересно к ним притрагиваться, но родители всегда запрещают. Чтобы,.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Тренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенкаТренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенка Развивающий тренажер «Цветная дорожка» Тренажер состоит из множества цветных крышечек, в монтированных в панель. В зависимости от цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования
Опубликовано: 25 октября 2021 в 08:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кокушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД