Елена Кокушкина
Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования – важная проблема современной педагогики и психологии, решение которой является одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) [1].
Публикация «Специфика управления процессом развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
При этом способности можно определить как индивидуальные особенности или, иначе говоря, внутренние психические регуляторы, выступающие субъективными условиями успешного осуществления индивидом определенного рода деятельности и овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками [9, с. 412].
Познавательные способности рассматривается в научной литературе, включая труды Л. С. Выготского, А. Н. Лука и других исследователей, как совокупность сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей, которые опираются на интеллектуальную активность и любознательность ребенка, проявляясь в различных видах его деятельности [2; 7].
Л. С. Выготский всегда подчеркивал, что развитие и реализация познавательных способностей является уделом всех людей и, естественно, постоянным спутником детского развития [2, с. 31].
А. Н. Лук считал, что уровень их развития зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от окружающей человека среды, от воспитательных воздействий на него и особенностей личности воспитывающего. Ученый подчеркивал, что познавательные способности не превращаются автоматически в интеллектуальные и творческие свершения. Для достижения положительного результата здесь необходим «двигатель» или «природный ремень», который «запустил бы в работу соответствующий механизм мышления» [7, с. 28].
В современном обществе роль такого «двигателя» в значительной мере исполняют дошкольные образовательные организации (далее – ДОО, в стенах которых познавательное развитие детей осуществляется как целенаправленный процесс становления личности под влиянием воспитания, обучения и социальной среды [1].
Система управления педагогическим персоналом ДОО в целях обеспечения максимально эффективного развития познавательных способностей дошкольников должна, на наш взгляд, включать в себя реализацию нескольких принципов, на которые обращает особое внимание Е. Б. Манузина. Это [8, с. 130] :
во-первых, принцип научности, в соответствии с которым деятельность ДОО в анализируемом направлении должна осуществляться с опорой на новейшие достижения науки и практики;
во-вторых, принцип сотрудничества, обеспечивающий высокорезультативное диалогичное взаимодействие администрации образовательного учреждения и его персонала, где не только руководство, но и педагоги выступают в качестве полноценных субъектов управления;
в-третьих, принцип единства управления и самоуправления, в рамках которого особую важность приобретает не просто уровень профессиональной компетентности отдельных педагогов, а их активное вовлечение в коллегиальное обсуждение и разрешение всех возникающих в ходе работы вопросов. Подобный подход значительно повышает личную ответственность каждого члена педагогического коллектива за результаты работы ДОО, в том числе в части развития познавательных способностей воспитанников.
Рассматривая проблему познавательного развития дошкольников, следует также обратиться к особенностям построения в ДОО научно-методической деятельности. В трактовке О. В. Пузаткина она представляет собой открытую систему с широчайшим спектром функций, которая включает совместную деятельность административного звена образовательного учреждения, его педагогов и ряда внешних структур для достижения высокого качества образования путем целенаправленного повышения профессиональной компетентности всех ответственных лиц. Основную цель научно-методической деятельности автор видит в обеспечении оптимального уровня квалификации педагогических кадров и методического оснащения образовательного процесса внутри единого информационного пространства для формирования результативной системы управления качеством образования в условиях реализации действующих стандартов образования [10, с. 262].
Повышение эффективности научно-методической деятельности в ДОО, включая развитие познавательных способностей дошкольников, требует комплексной реализации инновационных способов кадрового взаимодействия, к которым Е. О. Галицких, например, относит такие социально-психологические методы кадрового менеджмента, как [3, с. 20-22] :
1) системное консультирование (консалтинг) – организация управленческой деятельности, обеспечивающей: а) своевременное выявление и анализ личностных и профессиональных проблем среди педагогов ДОО; б) выбор передовых средств и методов кадрового менеджмента, направленных на быстрое и эффективное разрешение выявленных проблем; в) проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогов с составлением программы профессионально-личностного развития в условиях непрерывного обучения; г) повышение психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в новых ситуациях;
2) сотворчество – формирование системы взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленной на: а) раскрытие творческого потенциала, развитие внутренних творческих возможностей педагогов; б) запуск механизмов их самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации; в) совместное создание, осмысление, оценку инновационного опыта профессиональной деятельности;
3) соуправление – процесс включения педагогов в конструирование новых видов образовательной практики и научное управление этими процессами;
4) фасилитацию (стимулирование, вдохновение) – повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями.
Реализация перечисленных выше методов управления персоналом возможна при использовании разнообразных педагогических технологий, среди которых С. И. Карелина и Е. Н. Юмасултанова выделяют: а) собеседования в начале года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году; б) лекции с элементами диалога, семинары и круглые столы с применением метода «мозговой штурм», деловые игры, тестовые задания; в) коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов, например, в сфере развития познавательных способностей дошкольников; г) взаимные посещения занятий; д) организация выставок с методическими разработками и дидактическими материалами и др. [5, с. 225; 11, с. 437].
Таким образом, эффективное профессиональное воздействие на познавательную сферу ребенка-дошкольника по силам лишь высококвалифицированному специалисту, способному к осознанному анализу своей деятельности. Поэтому активный переход к современной модели дошкольного образования требует внедрения инновационных способов организации кадрового менеджмента и научно-методической работы в ДОО, которые были бы направлены на развитие множества профессиональных и личностных качеств педагога.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL : https://standart.edu.ru/ (дата обращения : 03.06.2021).
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2017. – 96 с.
3. Галицких, Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – №3 (32). – С. 16-27.
4. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – М. : Новое знание, 2019. – 336 с.
5. Карелина, С. И. Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения / С. И. Карелина // Актуальные проблемы дошкольного образования : современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 224-226.
6. Краспицкая, Н. И. Основные направления методической деятельности в дошкольном образовании по достижению качественных изменений / Н. И. Краспицкая // Информационно-аналитический вестник. – 2017. – №22. – С. 17-27.
7. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия, 2018. – 336 с.
8. Манузина, Е. Б. Особенности управления научно-исследовательской деятельностью преподавателей педагогического вуза / Е. Б. Манузина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – №1 (190). – С. 122-134.
9. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн. : Книжный дом, 2016. – 1280 с.
10. Пузаткин, О. В. Внешние ресурсы реализации научно-методической работы в школе / О. В. Пузаткин // Перспективы развития современного образования. В 2 ч. Ч. 1. – М. : МПГУ, 2017. – С. 261-266.
11. Юмасултанова, Е. Н. Современные образовательные технологии в работе с педагогическим коллективом / Е. Н. Юмасултанова // Актуальные проблемы дошкольного образования : современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 436-439.