Романенко Ольга Алексеевна
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося на дому
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребё нка: Станислав Д.
Возраст ребенка: 11 лет.
Место жительства: 346500, Ростовская область, город Шахты
Мать:
Отец:
Год обучения : 4 год обучения.
Группа (особые потребности) : 2, на основании решения ВК № 3115 от 3 июля 2019 года рекомен-довано обучение на дому.
Класс: 4
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития обучающегося на дому» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Заключение ПМПК: ПМПК № 43 от 28.04.2016 года. Искаженное психическое развитие. Аффек-тивно – возбудимый вариант тотального недоразвития психических функций средней степени. Недоразвитие речевых и языковых функций тяжелых степени. Является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Нуждается в создании особых условий получения образования.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Станислав Максимович Д. поступил в школу-интернат №16 и был зачислен в 1 класс 01.09.2016 года (приказ № 27 от 01.09.2016года.) на основании заключения городской ПМПк № 43 от 28.04.2016года.
Станислав живёт в не полной семье (с мамой и бабушкой, проживает в 2-комнатной благоустро-енной квартире многоэтажного дома. Мама - находится дома по уходу за ребенком-инвалидом. Ма-ма заботливо и доброжелательно относятся к Станиславу, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Состояние зрения и слуха соответствует норме. Станислав редко болеет соматическими заболеваниями.
Станиславу не нравятся громкие, резкие звуки (отворачивается, закрывает уши руками). Многие материалы (клей, краска) тянет в рот. Станиславу нравятся игры с сыпучим материалом.
На начало учебного года Станислав адаптировался к изменениям деятельности, которые были свя-заны с началом обучения. Эмоциональное состояние неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность. Наблюдаются сенсорно-двигательная стимуляция (закрывает уши руками). При общении избегает прямого взгляда в лицо или глаза человека. Станислав чутко реагирует на на-строение окружающих, чувствует отношение к нему. Эмоционально насыщенные ситуации, смена привычного хода событий, ритуалов периодически вызывают перевозбуждение, нередко приводят к аффективной вспышке (отказывается общаться, смеется). Предположительно, такое поведение про-воцирует смена привычного хода событий.
В 3 классе приоритетными учебными предметами были вынесены:
1. Окружающий социальный мир.
2. Человек.
3. Изобразительное искусство.
4. Сенсорное развитие.
5. Предметно-практические действия.
6. Альтернативная коммуникация.
По предмету «Окружающий социальный мир» учебный материал освоен частично. Проводились игровые упражнения направленные на узнавание (различение) времё н года: осень, зима, весна, ле-то). Электробытовые предметы, предметы мебели, посуды, части дома определяет со значительной помощью учителя. Многими предметами пользуется самостоятельно, но назначение не всегда опре-деляет правильно.
По предмету «Человек» учебный материал освоен частично. Проводились занятия: идентифика-ция себя как мальчика; узнавание (различение) членов своей семьи; освоение доступных социальных ролей (обучающегося). По внешнему виду различает мальчика и девочку, себя идентифицирует как мальчика. Членов семьи знает и различает. При выполнении гигиенических процедур необходимо проговаривать алгоритм действий, вентили с горячей и холодной водой различает, самостоятельно воду до комфортной температуры не настраивает. Одежду подбирает со значительной помощью взрослого. Станислав не всегда заинтересован в выполнении данных заданий, периодически включается в игровую деятельность.
По предмету «Изобразительное искусство» учебный материал освоен частично. Игровые упраж-нения, направленные на формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Станислав выполняет задания выборочно, по настроению. Аппликации выполняет со значительной помощью учителя. Не любит работать с пластилином и глиной. Цвет для рисования не определяет, основные цвета не знает, закрашивает рисунок не соблюдая контур. В результате проделанной рабо-ты считаю целесообразным на следующий учебный год материал оставить на том же уровне. Пред-лагались игровые упражнения, направленные на формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства: лепка, рисование, аппликация.
По предмету «Сенсорное развитие» учебный материал освоен частично. Предлагались игровые упражнения на освоение действий с предметами и материалами. Станислав с частичной помощью захватывает, удерживает, отпускает предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки). Кратковременная фиксация взгляда на лице человека и различных предметах. Работает со всеми материалами.
По предмету «Предметно-практические действия» учебный материал освоен частично. Предметы открывает и закрывает при помощи учителя, переливает воду и пересыпает сыпучие материалы из одной ёмкости в другую со значительной помощью взрослого. Вставление предметов в отверстия, нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень или на нить выполняет со значительной помощью взрослого. Предметы захватывает, удерживает, отпускает и сжимает самостоятельно.
По предмету «Альтернативная коммуникация» учебный материал освоен частично. Проводились игровые упражнения и задания на формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. Предлагались задания на соотнесение звука и буквы. При общении с учителем использует слова (да, нет, жесты и звуки.
В результате проделанной работы считаю целесообразным на следующий учебный год материал оставить на том же уровне.
Наблюдается несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутству-ет. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.
Уровень основных мыслительных операций умеренно снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, Станислав устанавливает сугубо конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание». Продуктивность мнестических функций низкая.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют.
Эмоциональное состояние Станислава неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужден-ность. Наблюдаются сенсорно-двигательная стимуляция (трогает волосы, закатывает глаза в сторо-ну). Чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к нему. Эмоционально на-сыщенные ситуации, смена привычного хода событий, ритуалов периодически вызывают перевоз-буждение, нередко приводят к аффективной вспышке (отказывается общаться, смеется). Предполо-жительно, такое поведение провоцирует смена привычного хода событий.
Коррекционная работа направлена на формирование позиции школьника, на развитие коммуникатив-ных навыков, импрессивной речи.
Коррекционная работа направлена на развитие коммуникативных навыков, импрессивной речи, формирование экспрессивной речи, коррекция проблемного поведения.
В связи с тем, что Станислав частично освоил данный материал, из-за недоступности пони-мания, учебные предметы были перенесены на 4 год обучения.
Приоритетное содержание учебных предметов и коррекционных курсов:
1. Окружающий социальный мир.
2. Человек.
3. Изобразительное искусство.
4. Предметно-практические действия.
5. Альтернативная коммуникация.
3. Индивидуальный учебный план.
Предмет, коррекционный курс Груп-повые занятия Индивидуальные занятия
Учитель Воспита-
тель (тьютер) Учитель-логопед Учитель
физкультуры Учитель дефектолог Педагог - психолог
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир 1 1
Человек 1 1
Адаптивная физкультура
Музыка и движение
Изобразительная деятельность 2 1
Домоводство
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия 1
Сенсорное развитие 1 1
Предметно-практич. действия 2
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация 1 2 1
Всего 2 8 3 1 2
Внеурочная деятельность
Максимальная недельная нагрузка: 16
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
- Спокойное пребывание в новой среде.
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
- Принятие контакта, инициированного взрослым.
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
4.1.2. Формирование учебного поведения.
- Поддержание правильной позы.
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
- Принятие помощи взрослого.
4.1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характери-стиками.
- Выполнение задания с заданными качественными параметрами.
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
- стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные);
- неадекватный крик;
- неадекватный смех
Причина проблемного поведения:
- избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; обще-ние в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сен-сорные стимулы; внутренний дискомфорт).
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных) :
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта.
Способы коррекции крика:
- тайм–аут.
Способы коррекции смеха:
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта.
Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание 1 полугодие 2 полугодие
1. Человек
1.1. Представления о себе.
- Идентификация себя как мальчика
- Сообщение о состоянии своего здоровья
1.2. Семья.
- Узнавание членов семьи
- Различение членов семьи
1.3. Гигиена тела.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:
- открывание крана
- намачивание рук
- намыливание рук
- смывание мыла с рук
- закрывание крана
- вытирание рук
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
- открывание крана
- набирание воды в руки
- выливание воды на лицо
- протирание лица
- закрывание крана
- вытирание лица
- Чистка зубов
1.4. Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание предметов одежды:
- пальто
- куртка
Узнавание деталей предметов одежды:
- пуговицы
- молнии
Узнавание предметов обуви:
- сапоги
- ботинки
1.5. Прием пищи.
Питье из кружки / стакана:
- захват кружки /стакана
- поднесение кружки/стакана ко рту
- опускание кружки/стакана на стол
Еда ложкой:
- захват ложки
- зачерпывание ложкой пищи из тарелки
- поднесение ложки с пищей ко рту
- опускание ложки в тарелку
Еда вилкой:
- захват вилки
- накалывание кусочка пищи
- поднесение вилки ко рту
- опускание вилки в тарелку
1.6. Туалет.
- Сообщение о желании сходить в туалет
- Пользование туалетной бумагой
- Соблюдение последовательности действий в туалете
2. Окружающий социальный мир
2.1. Предметы и материалы, изготовленные чело-веком.
Знание свойств бумаги:
- рвется
- мнется
- намокает
- Узнавание инструментов, с помощью которых рабо-тают с бумагой: ножницы
2.2. Предметы быта.
Узнавание предметов мебели:
- стол
- стул
- диван
- кровать
Узнавание предметов посуды:
- тарелка
- стакан
- кружка
- ложка
- вилка
2.3. Квартира, дом, двор.
Узнавание частей дома:
- стена
- крыша
- окно
- дверь
- потолок
- пол
- Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе
2.4. Город
Узнавание профессий:
- врач
- продавец
- повар
- почтальон
- Знание правил поведения на улице
2.5. Транспорт.
Узнавание наземного транспорта:
- рельсовый
- безрельсовый
Узнавание специального транспорта :
- пожарная машина
- скорая помощь
- полицейская машина
- Знание назначения специального транспорта
2.6. Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников:
- Новый Год
- День Победы
- 8 марта
- 23 февраля
3. Изобразительная деятельность
3.1. Аппликация.
Узнавание разных видов бумаги:
- цветная бумага
- салфетка
- картон
- фольга
- Узнавание инструментов и приспособлений, исполь-зуемых для изготовления аппликации:
- ножницы
-трафарет
- дырокол
- сминание бумаги
- отрывание бумаги
- сгибание листа бумаги пополам
- скручивание листа бумаги
3.2. Лепка.
Узнавание пластичных материалов:
- пластилин
- тесто
Узнавание инструментов и приспособлений для рабо-ты с пластичными материалами:
- стека
- нож
- скалка
- форма
- подложка
- разминание пластилина
- отрывание кусочка материала от целого куска
- откручивание кусочка материала от целого куска
- отщипывание кусочка материала от целого куска
- отрезание кусочка материала стекой
- катание столбика на доске
- катание столбика в руках
- катание шарика на доске
- катание шарика в руках
- получение формы путем выдавливания формочкой
- сгибание колбаски в кольцо
- закручивание колбаски в жгутик
3.3. Рисование.
Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования:
- карандаши
- краски
- емкость для воды
- кисти
- оставление графического следа
- рисование точек
- рисование вертикальных линий
- рисование горизонтальных линий
Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
- освоение приемов рисования кистью:
- прием касания
- прием примакивания
- штриховка слева направо
- штриховка сверху вниз
4. Предметно-практические действия
4.1. Действия с материалами.
Сминание материала двумя руками:
- салфетки
- туалетная бумага
- бумажные полотенца
- бумага
- цветная бумага
- газета
Разрывание материала пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя:
- бумагу
- вату
Размазывание материала руками:
- сверху вниз
- слева направо
- по кругу
Разминание материала (тесто, пластилин) :
- двумя руками
- одной рукой
Пересыпание материала двумя руками, с использова-нием инструмента (лопатка, стаканчик)
- крупа
- мелкие предметы
- Переливание материала (вода) двумя руками (с ис-пользованием инструмента (стаканчик)
4.2. Действия с предметами.
- Захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки)
- удержание предмета (шарики, кубики, мелкие иг-рушки)
- отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие иг-рушки)
Толкание предмета от себя:
- игрушка на колесиках
- входная дверь
Притягивание предмета к себе:
- игрушка на колёсах
- входная дверь
- Вынимание предметов из емкости
- Складывание предметов в емкость
- Перекладывание предметов из одной емкости в дру-гую
- Вставление предметов в отверстия: панель мозаики
- Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные бусины) на стержень
5. Альтернативная коммуникация
5.1. Основы коммуникации.
- Адекватная ответная реакция на прикосновения че-ловека
- Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека
5.2. Коммуникация с использованием невербаль-ных средств.
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согла-сия (несогласия)
- Приветствие с использованием мимики
- Прощание с использованием мимики
- Выражение жестом согласия (несогласия, благодар-ности, своих желаний; приветствие (прощание, обра-щение за помощью, ответы на вопросы с использова-нием жеста
5.3. Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Установление зрительного контакта с собеседником
- Установление контакта с собеседником
- Приветствие собеседника звуком
- Привлечение к себе внимания звуком
- Выражение согласия звуком
- Выражение несогласия звуком
5.4. Импрессивная речь.
- Понимание простых слов «мама», «бабушка»
- Узнавание имён членов семьи
- Различение имён членов семьи
Понимание слов, обозначающих предмет:
- посуда
- мебель
- игрушки
- одежда
- овощи
- фрукты
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
- цвет
- форма
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
- пить
- есть
- сидеть
- стоять
Понимание слов, обозначающих признак предмета, состояние:
- тихо
- громко
5.5. Экспрессия с использованием средств невер-бальной коммуникации.
Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты:
- посуда
- мебель
- игрушки
- одежда
- обувь
- овощи
- фрукты
Показ графических изображений, обозначающих при-знак предмета:
- цвет
- форма
Показ графических изображений, обозначающих дей-ствия предметов:
- пить
- есть
- сидеть
- стоять
4.3. Нравственное развитие.
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, учите-лям).
- Спокойно вести себя в помещении и на улице.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
- Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора.
- Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьес-бережения, режима дня.
- Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогул-ки, мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
- Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку.
- не ломать деревья, не повреждать их.
Знание правил здорового питания.
- В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюре.
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
- Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды.
- Соблюдать двигательный режим.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями со-стояния здоровья.
- Спокойно заходить в кабинет врача.
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) си-туациях.
- Обращаться за помощью к окружающим.
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия Планируемая деятельность ребёнка Участие ребёнка в мероприятии
Участие в декаде инвалидов. Участие в занятиях. Присутствие на мероприятиях. Участник занятий. Возможное присутствие на мероприятиях.
1 сентября - День Знаний". Присутствие на мероприятии. Возможное присутствие на мероприятии.
"Новогодний праздник". Присутствие на мероприятии. Возможное присутствие на мероприятии.
"Последний звонок". Присутствие на мероприятии. Возможное присутствие на мероприятии.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели Время
10.20. – 10.30. 12.25. – 12.35. 13.40. – 13.55.
Пн.
Вт. Гигиенические процедуры
(присмотр)
учитель Гигиенические процедуры (присмотр)
учитель
Ср.
Чт. Гигиенические процедуры
(присмотр)
учитель Гигиенические процедуры (присмотр)
учитель
Пт. Гигиенические процедуры (присмотр)
учитель
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: бумажные полотенца, мыло, салфетки.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО Должность
Романенко О. А.
Стрельцова И. А.
Глинская А. С.
Учитель
Педагог – психолог
Учитель - логопед
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Психологическая поддержка семьи - участие в тренингах
- индивидуальные консультации с психологом (по запросу роди-телей)
Повышение осведомленности родителей об особенностях раз-вития и специфических образо-вательных потребностях ребенка - индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реа-лизации СИПР - участие родителей в разработке и реализации СИПР
- домашнее визитирование
- ведение дневника наблюдений (краткие записи)
- личные встречи, беседы
- ежедневный просмотр и роспи-си в журнале посещения ребен-ка. 29.08.2019 согласование СИПР
3 раза в неделю
1 раз в четверть
3 раза в неделю
3 раза в неделю
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.
Особые образовательные потребности обучающегося вызывают необходимость специального под-бора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обу-чения по всем предметным областям.
- карточки
- Крупная мозаика, баночки разной величины, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Ово-щи», «Фрукты», «Времена года», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Профес-сии».
- Конструктор «Лего», цветовое домино, матрешка, пирамидка.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: альбом для рисования, цветные ка-рандаши, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации факти-ческой способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале :
Уровни самостоятельности при выполнении заданий Условные обозначения
Не выполняет задание (ребенок пассивен) -
Выполняет задание со значительной помощью зп
Выполняет задание с частичной помощью чп
Выполняет задание по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и
Выполняет задание по подражанию п
Выполняет задание по образцу о
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки сш
Выполняет задание самостоятельно (без ошибок) +