Лиза Зимина
Созданий условий для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи «Созданий условий для развития активного словаря детей
старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки»
Автор статьи: Зимина Елизавета Павловна
Публикация «Созданий условий для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом.
Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:
1. Сказки о животных («Колобок», «Коза-дереза»).
2. Волшебные сказки («Царевна-Лягушка», «Иван-дурак»).
3. Бытовые сказки («Каша из топора», «Как мужик с барином обедал»).
Дети большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Задаваясь вопросом, чем сказка важна для детей? Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи она является неотъемлемым элементом в воспитании. Отвечая, на этот вопрос рассмотрим важность сказки :
В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана.)Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка.
Дети, с которыми читают сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы привлекает внимание детей, вызывает интерес. Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, а также все новые слова, которые узнает он может пользоваться ими и происходит обогащение словаря, активный словаря возрастает с помощью русской народной сказки.
Русская народная сказка и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Хотелось бы поделиться опытом работы воспитателей по обогащению
словарного запаса детей средствами русской народной сказки :
Воспитатель Оксана Юрьевна Крыгина (ДОУ «Теремок» город Челябинск, использует семинар-практикум по теме «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста». Она использует интересные блиц-игры по сказкам «Назовите особенности сказок».
1. Троекратное использование (Три сына, Три сестрицы, Три медведя);
2. Повторы (течет-течет, не вытечет, бежит-бежит, не выбежит, долго-долго);
3. Забавные прозвища (мыщка-норушка, лягушка-квакушка);
4. Встречается число 7 в сказке (в «Репке», «Волк и семеро козлят»);
5. Противопоставление (добро и зло, трудолюбие и лень);
6. Устойчивые выражения и эпитеты (добры молодцы, красны девицы).
Так же использует принципы интеграции сказки в образовательной области.
Выделяет принципы:
1. Сказка и математика : математические задания на сюжете, превращение сказки в задачку.
2. Сказка и экология : вопросы, задания, игры, направленные на развитие представления об окружающем мире.
3. Сказка и безопасность : обсуждение сказочных ситуаций связанных с вопросами безопасности.
4. Сказка развивает руки : продуктивная деятельность.
5. Сказка и музыка : умение чувствовать характер музыки и узнавать сказки по музыкальным произведениям.
А воспитатель Емашова Нина Петровна (ДОУ «Дракоша» город Краснодар, раскрыла в проекте «Использование сказок в образовательных процессах».
В своей работе она использует в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.).
В свободное от занятий время, Н. П. Ермашова предлагает детям нарисовать сказку, переодеться в героев сказки и станцевать. Главной задачей при использовании в работе со сказкой является развитие выразительных движений, творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в играх драматизациях, также в свободных играх.
Воспитатель Шавкун Гиляна Эренценовна (ДОУ «Ласточка» город Саратов) в своей работе с детьми использует сказку максимально, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В режимных моментах сказка просто незаменима. Со сказкой дети легко засыпают, просыпаются, умываются, едят и трудятся. В этом помогают сказочные персонажи, такие как Айболит, Мойдодыр, Федора, Робин-Бобин и другие.
Например, для познавательно-исследовательской деятельности сказка является ярким оформлением от начала исследования до конца, включая эксперименты. В экспериментах дети помогают Иванушке справиться со Змеем Горынычем, у которого три головы: лед, вода и пар, Настеньке справиться с Бабой-Ягой и ее волшебным кипящим котлом, а с Ильей Муромцем обмануть самого Кощея, превратив водичку в капельки. На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, например, починить ковер-самолет, где вместо заплат геометрические фигуры.
Также воспитатель использует сказки по ознакомлению с окружающим миром, например, в ходе реализации проекта «Корней Чуковский – сказочник» дети имели возможность «путешествовать» в Африку, открывали многообразие животного мира, дети узнавали об особенностях строения и поведения разных зверей.
Развивать экологические представления помогают «Зеленые сказки», в которых ярко и красочно описывается растительный мир Земли, а трогательные сюжеты затрагивают детей, оставляя неизгладимый воспитательный след.