Ольга Петрова
Создание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детские сады являются первыми институтами социализации ребенка и представляют мини-социум, который становятся основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Сюжетно-ролевая игра в детском саду и дома помогает ребенку выстраивать межличностное общение, сплачивать детский коллектив, устанавливать позитивное сотрудничество с взрослыми, в игре познаются законы функционирования общества, ребенок социализируется. Моделируя образовательную среду важно понимать: С какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.
Публикация «Создание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Среда, которую вы создаете, является показателем вашего профессионального развития. Ее создание в соответствии с возрастными возможностями и учетом принципов построения по ФГОС ДО, наполнение материалами и компонентами входит в профкомпетентность педагогов. Социализация и индивидуализация средового пространства напрямую связана с социализацией ребенка. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, определяет точки развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Педагогам важно осознать, что созданная среда и ее компоненты влияют на формирование гражданской идентичности личности, а социализация здесь обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, создания этнокультурной среды. Куда можно пойти и куда запрещено в созданной среде, где и когда можно действовать самостоятельно и проявлять свое творчество,искать и познавать новое по собственному желанию и инициативе, или нужно действовать только по указанию воспитателя (не хотят лепить, а их заставляют, не хотят заниматься делом, которое предлагает воспитатель, но все равно будут вынуждены это сделать, есть ли уединенное личное пространство – все это способствует либо положительной социализации ребенка либо вызывает у ребенка постоянные переживания!
Образовательная среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности: Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное место в группе, чтобы разместить свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, и тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно. Необходимо понять, что образовательная среда должна быть развивающей и способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям. Созданные педагогами социальные ритуалы, т. е устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда дети знают способ действия, его изучили в группе и это есть общественные нормы. Педагог должен всегда проводить анализ своей деятельности и задавать себе вопрос: Уважаю ли я ребенка на самом деле или создаю видимость, сравниваю ли результаты одного ребенка с другим, позволяю ли в присутствии других детей унижать ребенка,- (что ты плачешь, как девочка! Только ты так и можешь, кто бы сомневался) смеюсь над его неумением, акцентирую внимание на то, что кто-то сделал не так, как задумали Вы, погашаю ли конфликт вовремя, в присутствии детей позволяю ли нелицеприятные высказывания в адрес коллег, родителей, детей, иногда говорю с угрозой (попробуйте не сделать)– может получиться, что эту модель поведения дети возьмут в свою взрослую жизнь!