Надежда Олифиренко
Создание условий психолого-педагогической поддержи воспитанников средствами арт-терапии
Создание условий психолого-педагогической поддержи воспитанников средствами арт-терапии
Олифиренко Надежда Игоревна
педагог-психолог
МДОБУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Сочи
nadezhda.olifirenko@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются методики и техники арт-терапии в работе с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности. Приводится опыт работы с детьми ОВЗ, в частности, с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающими логопедические группы детского сада №67.
Публикация «Создание условий психолого-педагогической поддержи воспитанников средствами арт-терапии» размещена в разделах
С воспитанниками провожу постоянно коррекционную работу. Я использую методы искусства и творчества, а точнее, Арт-терапию (в переводе с англ. языка art- искусство + терапия, с латинсного языка переводится «лечение искусством») – это направление в психотерапии и психологической коррекции, применяемое для терапии искусства и творчества, а также помогающее избавиться от психологических проблем, комплексов и внутренних противоречий.
Адриан Хилл, британский врач и художник, выяснил, что больные туберкулезом отлично выздоравливают, рисуя в свое удовольствие. Во времена великой отечественной войны такая творческая терапия использовалась для лечения детей из концентрационных лагерей. Наша современница Джоанна Басфорд придумала раскраску-антистресс для раскрашивания.
Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации социализации детей с ограниченными возможностями. Используется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Методика лечения такой терапией основывается на принципе отражения внутреннего «Я» в продуктивной деятельности (лепке, рисовании, пении, танцах).
Удивительное сочетание психологии и творчества решает следующие задачи:
Помогает расслабиться и отвлечься от дел. Восстановить душевное состояние. Пробуждает творческий потенциал, открывает таланты и способности, восстанавливает жизненный потенциал, активизирует внутренние ресурсы. Глубже познать самого себя. Улучшает настроение. Человек познает себя, анализирует, выражает себя. Улучшается психологический и эмоциональный фон. Снимать напряжение. Повысить жизненный тонус. Избавиться от депрессионного настроения, тревог и страхов. Улучшает состояние на физическом уровне, ускоряет процесс выздоровления. Помогает установить доверительные отношения. Учит контролировать свои эмоции. Формирует способы межличностного общения. Восстанавливает внутреннюю связь с самим собой. Социально адаптирует. Максимально раскрывает личностные качества. Реально помогает активно наслаждаться окружающим миром вокруг человека. Возможность выявить главные проблемы человека. Помочь изменить поведение в положительную сторону. Развитие слабых сторон. Становление творческой личности. Решает возрастные кризисы.
Широкий выбор психотерапевтических методик и техник арт-терапии представлен вспомогательными и лечебными, активными и пассивными, групповыми и индивидуальными.
Вспомогательные техники: психодрама, художественно-творческая деятельность (музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия, работа с глиной, маскотерапия, библиотерапия).
Изотерапия. Предлагает воспользоваться кистью и красками, арсеналом для изобразительной деятельности, и встать на путь исцеления и восстановления себя. Посредством рисуночной терапии «Ландшафты детской души» активизируется целительный потенциал внутреннего мира ребенка, особенно для детей с задержкой умственного развития.
Три месяца подряд еженедельно по сорок минут следует рисовать на листе формата А4 простым карандашом, надо обязательно пояснять и объяснять суть творческого взаимодействия: «Мы с тобой сегодня нарисуем и поговорим. Ты рисуй, что тебе нравится, расскажи мне, о чем захочется. Я заведу для твоих рисунков папку, подпишу твоим именем и буду туда их складывать. После того, как ты нарисуешь, я твою папку отдам тебе в руки» (обязательно покажите папку ребенку, если у него появится желание, он может раскрасить её). Таким образом, предлагаются задания дальше: «Нарисуй на листе картинку, в которой изображается какая-то история». После того как ребенок нарисовал, педагог спрашивает: «Какую историю изображает этот рисунок?», «А что ты изобразил, что происходит здесь?», «Как ты назвал историю?», «Почему ты решил нарисовать такой сюжет?», «Что может произойти позже?», «Ты задумался? О чем ты подумал?»
Рисунки не комментируются. В итоге налаживаем процесс осмысления событий окружающего мира. С помощью изобразительного творчества останавливаются и распадаются отрицательные эмоции, страхи. Активизируются творческие силы, раскрываются способности, реализовываясь в сочинительство или продуктивную деятельность (стихи, песня, танец и т. д.)
Лечебные методы представлены сказкотерапией, игротерапией, цветотерапией. Они легки в выполнении, безопасны, экологичны.
Активный групповой приём в виде «игры «Волшебные краски» из серии цветотерапия: ребятам даем смешать желтую и синюю краски до зеленого. В результате оздоравливается нервная система, происходит завод внутренних ресурсов и ведет к самооздоровлению.
Активные методы – самостоятельное творчество по созданию продукта, а также на основе использования существующих произведений искусства (лепка, аппликация, рисование, игра с песком, пение, танец.) Такие занятия раскрывают творческие способности, делают безграничной творческую активность, реанимируют воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Укрепляются и физические силы, активизируются системы организма ребенка.
Пассивные методы: анализ и трактовка произведений искусств детьми. Методика «Поход в музей» повышает детскую самооценку, развивает эстетическое восприятие. Эффективна для ребенка с эмоциональными проблемами и при задержке умственного развития. Разглядывая в музее экспонаты, педагог просит выполнить определенные задания, такие как: «Кто сможет принять такую же позу данной скульптуры?», «Ты сможешь также улыбнуться (повторить мимику скульптуры?», «Что сделал бы ты, если бы был таким героем?», «О чем говорят герои картины? Озвучьте», «Какой сюжет вы здесь видите?» В конце осуществляется отличный стимул для подъема творческой жилки, выражения себя через контакты и общение.
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии: создается основа для положительной эмоциональной атмосферы, меняется в лучшую сторону психическое здоровье, коммуникация со сверстниками и взрослыми становится приятнее и легче, строятся отношения взаимного принятия и эмпатии – осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, уходят страхи отрицательные тенденции, испаряются нерешенные проблемы вербального уровня, превалирует творческое выражение, обогащается эстетический опыт, возрастают социально-адаптационные силы, исчезает утомляемость и повышается внутренний контроль.
Эффективность арт-терапии заключается в коррекции проблем, страхов, торможения личностного развития, в возрождении спящих ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов самовосстановления и самозапуска. Возникает у ребенка чувство быть полезным, нужным, хорошим, выходить на новый виток общения с людьми и окружающим миром, занимать новые позиции, открывая заново для себя целый мир. «Прививка искусством» ведет к завоеванию навыков и неизбежному выздоровлению ребенка, готового быть активной творческой личностью, живущей душевно с собой и окружающими людьми.
Хотелось бы особо отметить работу по сказкотерапии. В рамках данной работы воспитанниками были сочинены десять сказок, которые помогают детям при проведении социально-эмоциональной коррекции личности каждого ребенка, оказать помощь в решении внутреннего конфликта, повысить самооценку и снизить тревожность. Эти сказки оформляются, и в ближайшее время планируется выпуск сборника с данными терапевтическими сказками «Сказки бабушки Ладушки», которые являются апробированными и составленными для детей старшего и подготовительного возраста, так как в данной работе принимали участие сами дети и был использован метод «равный-равному».
Источники литературы:
1. Мурзина Е. И., Кокорина К. А. Арт-терапия как основная технология культурно-творческой реабилитации детей с особыми потребностями. В сборнике: теория, история и практика образования в сфере культуры материалы XVII международной научно-методической конференции. 2017. С. 197-201.
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F электронная энциклопедия
3. https://obu4ayka.ru/obshhenie/art-terapiya-psihologiya.html