Ольга Глазкова
Создание условий для реализации задач математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших и актуальных задач воспитания ребёнка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Публикация «Создание условий для реализации задач математического развития дошкольников» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Для решения таких задач особое внимание следует уделить построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к её организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей
Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребёнка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.
В нашей группе развивающая среда построена так, что позволяет обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с отстающими воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
Я использую следующие формы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде :
1) Организованную образовательную деятельность (индивидуальные и групповые занятия учебно-развивающего характера); 2) самостоятельную деятельность детей; 3) совместные математические игры с ребёнком, детей друг с другом.
Основная форма работы по РЭМП-НОД, где решается большая часть программных задач. В группе мы выделяем специальное место, где размещаются материалы, игры, оборудование, которое применяется для современных занятий с детьми. Там располагается демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счёту, развитию представлений о величине предметов и их форме (счётные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счёта, сравнения);
- материалы и оборудование для формирования у детей представления о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и т. п.);
- материалы для развития пространственных представлений (стенды, доски со схемами) и временных представлений (календари, часы: песочные, с циферблатом, электронные и др.);
- дидактические игры с математическим содержанием (лото, домино, «Танграм», геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты, игры для составления целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение и т. п.
Как я уже отмечала, в предметно-развивающей среде должно быть место для самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе мы оформили математический уголок, использовав шкаф и обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Игры и пособия в математическом уголке способствуют сенсорному и общему умственному развитию (игры на состав числа, математические пазлы, шашки, «Сложи узор», «Уголки». «Сложи куб», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?», игры-головоломки и др., освоению форм, овладению счёту, различению и использованию цифр, условных знаков («Домино», «Лото», «Считай дальше», «Сколько», «Весёлый счёт», «Логический поезд» и др.
В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Материал уголка математики постоянно изменяю и дополняю новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).
Я считаю, что созданные таким образом условия для реализации задач математического развития стимулируют познавательную активность детей и способствуют математическому развитию каждого ребёнка в целом, помогают развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.