Ольга Глазкова
Создание условий для реализации задач математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших и актуальных задач воспитания ребёнка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Для решения таких задач особое внимание следует уделить построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к её организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей
Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребёнка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.
В нашей группе развивающая среда построена так, что позволяет обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с отстающими воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
Я использую следующие формы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде :
1) Организованную образовательную деятельность (индивидуальные и групповые занятия учебно-развивающего характера); 2) самостоятельную деятельность детей; 3) совместные математические игры с ребёнком, детей друг с другом.
Основная форма работы по РЭМП-НОД, где решается большая часть программных задач. В группе мы выделяем специальное место, где размещаются материалы, игры, оборудование, которое применяется для современных занятий с детьми. Там располагается демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счёту, развитию представлений о величине предметов и их форме (счётные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счёта, сравнения);
- материалы и оборудование для формирования у детей представления о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и т. п.);
- материалы для развития пространственных представлений (стенды, доски со схемами) и временных представлений (календари, часы: песочные, с циферблатом, электронные и др.);
- дидактические игры с математическим содержанием (лото, домино, «Танграм», геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты, игры для составления целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение и т. п.
Как я уже отмечала, в предметно-развивающей среде должно быть место для самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе мы оформили математический уголок, использовав шкаф и обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Игры и пособия в математическом уголке способствуют сенсорному и общему умственному развитию (игры на состав числа, математические пазлы, шашки, «Сложи узор», «Уголки». «Сложи куб», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?», игры-головоломки и др., освоению форм, овладению счёту, различению и использованию цифр, условных знаков («Домино», «Лото», «Считай дальше», «Сколько», «Весёлый счёт», «Логический поезд» и др.
В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Материал уголка математики постоянно изменяю и дополняю новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).
Я считаю, что созданные таким образом условия для реализации задач математического развития стимулируют познавательную активность детей и способствуют математическому развитию каждого ребёнка в целом, помогают развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.