Светлана Зайцева
Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO
▼ Скачать + Заказать документы
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, является одной из задач, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Публикация «Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO» размещена в разделах
Способности зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, и обучаться выполнению действий.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения (В. А. Крутецкий).
Что касается интеллектуальных способностей, то они являются «инструментом» мыслительных процессов. Их особенность заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.
Основными компонентами интеллектуальных способностей являются :
-способность анализировать (заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта);
-способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих;
-способность рассуждать (проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи);
-способность планировать (заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели).
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Способности формируются и развиваются в деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Однако, не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Важно, чтобы она удовлетворяла некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление заниматься ею по собственной инициативе, без принуждения.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его настоящие возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно необходимы усложняющиеся задания детям с уже определившимися способностями.
Конструктивная деятельность, при ее грамотной организации, полностью отвечает заданным условиям. Конструирование отвечает интересам и потребностям дошкольников. Всё окружающее может явиться источником замысла детей : разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература. Конструирование способствует формированию у дошкольников способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Благодаря конструированию создаются большие возможности для развития творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.
Используя конструктор LEGO, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них цели, при достижении которых дети, сами того не замечая, обучаются. Дети пытаются установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях и мысленно менять их взаимное расположение.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Авторами книг по LEGO конструированию (Фешина Е. В.) определены три условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Первым является создание предметной среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования.
В группах нашего детского сада имеются LEGO конструкторы разные по размеру, конструктивной направленности, тематике. Перечень имеющихся в детском саду наборов LEGO дети представили в приветствии в виде эмблем на костюмах. К началу текущего учебного года для детей старшего дошкольного возраста были приобретены конструкторы «Простые механизмы», «Первые механизмы», «Общественный и муниципальный транспорт», для детей младшего Эмоциональное развитие ребенка. Дополнительно приобрели комплект программируемых мини-роботов Bee-Bot. Кроме этого приобретаем разные виды пластмассовых конструкторов отечественного производства, аналоги LEGO конструкторов («Полесье»).
Центры конструирования постоянно пополняются дидактическими пособиями, подготовленными педагогами (схемы для конструирования, дидактические игры, фотоматериалы).
Очень важный момент при LEGO конструировании - это завершающий этап деятельности. Дети представляют, показывают продукт своего строительства сверстникам, воспитателю, родителям, рассказывают о своей поделке детям других возрастных групп. Для родителей в приемных организовываем выставку детских работ.
Создание такой среды способствует развитию мышления детей в рамках LEGO конструирования, помогает педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Елена Васильевна Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества».
Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при LEGO конструировании является его включение в различные виды деятельности.
1. В образовательной деятельности LEGO конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала - наглядного или практического. До начала конструирования педагоги знакомят детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства, обсуждают с детьми предполагаемые результаты работы. При этом не раскрывают полностью содержание конструирования, а только направляют мышление детей.
2. LEGO конструирование, как средство развития интеллектуальных способностей детей, проходит под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается непосредственно образовательной деятельности. При самостоятельной деятельности детей LEGO конструкторы применяются в виде дидактической игры, при этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели. Например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников). Дидактический материал используется как предложенный авторами книг по конструированию, так и разработанный педагогами самостоятельно. С интересом дети старшего дошкольного возраста играют в «Морской LEGO бой».
3. В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми LEGO конструкторы являются средством для организации игровой деятельности, способом развития наглядно-образного мышления.
При организации конструктивной деятельности и непосредственно в LEGO конструировании применяем проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальных способностей. По мнению наших педагогов, наиболее эффективными являются: решение проблемных задач; наглядное моделирование; кодирование и декодирование.
Третьим условием развития интеллектуальных способностей детей при LEGO конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.
Основные принципы организации деятельности по LEGO конструированию :
-доступность изучаемого материала;
-систематичность, последовательность проведения занятий;
-эмоционально насыщенная тематика занятий;
-проблемно – ситуативный характер заданий;
-вариативно – дифференцированное содержание заданий;
-представление детям широкой самостоятельности, поддержка их инициативы.
Каждый ребенок индивидуален, рождается со способностями, а наша задача состоит в том, чтобы развивать эти способности. У детей дошкольного возраста много желания и возможностей творить, мечтать, получать результат. Если мы с вами будем создавать все условия для конструктивной деятельности, то поможем ребенку приобрести навык планирования работы, осознавать и понимать свое участие в общем деле, принимать другую точку зрения, признавать свои ошибки и находить различные способы ответа на вопрос, решения поставленных задач.
Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте? Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.
Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей.
Дети младшего дошкольного возраста строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу (кирпичики, декоративные детали, делают первые шаги в планировании. Дети справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию (собрать все зеленые кирпичики, все кирпичики 2х2 и т. п.).
Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов. Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки, собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия, придумывают оригинальных персонажей, наделяя их заимствованными у других героев свойствами. Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги.
Таким образом, LEGO конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.
Используемая литература:
1. Гучанова А. С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 238-240. — URL https://moluch.ru/archive/249/57211
2. Фешина Е. В. лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2017.-144с.