Альбина Ибраева
Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
- Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная)
- Дети
- Специалисты
- Родители
Актуальность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО).
Публикация «Проект „Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников“» размещена в разделах
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать и угадать ее проявления – сложная задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Постановка проблемы:
В наше время многие родители дают мало возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать все за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Цель: развитие самостоятельности у дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Задачи для детей.
Формировать умение у
-ребенка проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенка способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенка способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
Для педагогов
-изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
-выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;(мониторинг)
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Итог.
Активность, самостоятельность ребенка в любом виде деятельности позволяет ему почувствовать себя автором своих действий, ощутить и осознать
ответственность. Сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно
ребенок устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт самостоятельности и ответственности за результаты собственного поведения.
Совместный с взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ
способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания и приложенных усилий.
Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной
деятельности, а впоследствии - за процесс и результат собственной жизни и
жизни окружающих.
В раннем возрасте :
- Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий.
-Появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых.
- Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.
На этапе завершения дошкольного образования :
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
II. ОСНОВНОЙ
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
I. Подготовительный этап
1. Изучение научно –методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр
3. Обсуждение проекта вместе с родителями.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Методы работы с детьми направленные на развития самостоятельности :
-проблемное обучение;
-игровые технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
обсуждение и обыгрывание ситуаций;
чтение произведений, заучивание поговорок, пословиц, потешек и др.
Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.
В процессе самостоятельной деятельности реализуются задачи пяти образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО) :
«Социально-коммуникативное развитие»
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
«Познавательное развитие»
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;
«Речевое развитие»
- овладение речью как средством общения и культуры;
«Художественно - эстетическое развитие»
- реализация самостоятельной творческой деятельности;
«Физическое развитие»
- приобретение опыта в двигательной деятельности,
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы :
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение;
В 6-8 лет - образовательная деятельность
Игры на развитие познавательной активности
Игры на внимание
Игры на ориентировку и достижение цели
Задания на развитие воображения
Давайте немного поиграем.
-Презентация игр
Игры на развитие познавательной активности.
Они характеризуются познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
Игра: “Времена года”
Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.
Игра «Да-Нет»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет», «Что сначала, что потом?»
Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
Предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
Имитационная игра «Угадай, что я загадала».
Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. ;
Игры на внимание.
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Игра «Зачеркни кружок с точкой».
Задача игры: Развитие распределения внимания.
На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.
Игра «Слушаем и хлопаем»
Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
Игры на ориентировку и достижение цели.
Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.
Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.
Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку, а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «горячо, холодно».
Игра «Бешеная муха»
Цель: научить детей ориентироваться на листе в клетку по словесным указаниям.
Содержание: раздать детям листочки бумаги в клетку и по одному черному кругу «муха». Выполнять указания ведущего.
Задания на развитие воображения.
Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения, самостоятельность.
Игра «Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
7. Моделирование.
А сейчас я вам предлагаю заполнить предложенную таблицу играми из вашего личного опыта, а может быть и авторскими играми.
8. Заключение.
Упражнение «Дерево успеха»
У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш мастер - класс закончился. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике. А вам я приготовила небольшие буклеты с набором игр на формирование активности и инициативы. Надеюсь, что они пригодятся вам в вашей работе.
Работа с родителями :
Одним из важных условий для развития самостоятельности является включение родителей в педагогический процесс.
Виды работы:
-Анкетирование по теме «Что такое самостоятельность»
Цель анкетирования: выявление отношения родителей к проблеме воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста в семье.
Родителям предлагается ответить на 6 вопросов.
1. Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?
2. В чем, по вашему мнению, ребенок может и должен быть самостоятельным?
3. Как Вы воспитываете самостоятельность?
4. Имеются ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
5. Как ведет себя Ваш ребенок при выполнении задания, поручения?
- начинает сразу, уверенно, выполнять самостоятельно и правильно
-долго не начинает, колеблется, обращается за помощью к взрослому
-выполняет с помощью взрослого
-трудности преодолевает самостоятельно
-встретив трудности, просит помощи
-обходит трудности
-бросает работу, не закончив.
6. В чем Ваш ребенок чаще проявляет самостоятельность?
-Консультации по теме : «Я сам»
«Самостоятельность что это?»
«Скоро в школу»
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
-Консультация для педагогов: «Что такое самостоятельность, инициатива» (выступление на педсовете)
-Презентация по теме самообразования (в конце года)
-Открытые мероприятия в разных возрастных группах (Февраль, март)
-Подготовка мониторинга оценки самостоятельности в разных возрастных группах (в конце года)
-Выступление перед родителями на собрании «Самостоятельность -это хорошо или плохо»