МААМ-картинки

Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»

Альбина Ибраева
Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники проекта :

- Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная)

- Дети

- Специалисты

- Родители

Актуальность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО).

Публикация «Проект „Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников“» размещена в разделах

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать и угадать ее проявления – сложная задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Постановка проблемы:

В наше время многие родители дают мало возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать все за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Цель: развитие самостоятельности у дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Задачи для детей.

Формировать умение у

-ребенка проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенка способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенка способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

Для педагогов

-изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;

-выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;(мониторинг)

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Итог.

Активность, самостоятельность ребенка в любом виде деятельности позволяет ему почувствовать себя автором своих действий, ощутить и осознать

ответственность. Сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно

ребенок устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт самостоятельности и ответственности за результаты собственного поведения.

Совместный с взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ

способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания и приложенных усилий.

Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной

деятельности, а впоследствии - за процесс и результат собственной жизни и

жизни окружающих.

В раннем возрасте :

- Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий.

-Появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых.

- Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.

На этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

II. ОСНОВНОЙ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

I. Подготовительный этап

1. Изучение научно –методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр

3. Обсуждение проекта вместе с родителями.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Методы работы с детьми направленные на развития самостоятельности :

-проблемное обучение;

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

обсуждение и обыгрывание ситуаций;

чтение произведений, заучивание поговорок, пословиц, потешек и др.

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

В процессе самостоятельной деятельности реализуются задачи пяти образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО) :

«Социально-коммуникативное развитие»

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

«Познавательное развитие»

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;

«Речевое развитие»

- овладение речью как средством общения и культуры;

«Художественно - эстетическое развитие»

- реализация самостоятельной творческой деятельности;

«Физическое развитие»

- приобретение опыта в двигательной деятельности,

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Приоритетные сферы деятельности развития инициативы :

В 3-4 года – продуктивная деятельность;

В 4-5 лет - познавательная деятельность;

В 5-6 лет - в общение;

В 6-8 лет - образовательная деятельность

Игры на развитие познавательной активности

Игры на внимание

Игры на ориентировку и достижение цели

Задания на развитие воображения

Давайте немного поиграем.

-Презентация игр

Игры на развитие познавательной активности.

Они характеризуются познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его.

Игра: “Времена года”

Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.

Игра «Да-Нет»

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».

Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет», «Что сначала, что потом?»

Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

Предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д.

-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками

Имитационная игра «Угадай, что я загадала».

Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. ;

Игры на внимание.

Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, мало­привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Игра «Зачеркни кружок с точкой».

Задача игры: Развитие распределения внимания.

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Игра «Слушаем и хлопаем»

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками

Игры на ориентировку и достижение цели.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.

Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку, а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «горячо, холодно».

Игра «Бешеная муха»

Цель: научить детей ориентироваться на листе в клетку по словесным указаниям.

Содержание: раздать детям листочки бумаги в клетку и по одному черному кругу «муха». Выполнять указания ведущего.

Задания на развитие воображения.

Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения, самостоятельность.

Игра «Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками

7. Моделирование.

А сейчас я вам предлагаю заполнить предложенную таблицу играми из вашего личного опыта, а может быть и авторскими играми.

8. Заключение.

Упражнение «Дерево успеха»

У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш мастер - класс закончился. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике. А вам я приготовила небольшие буклеты с набором игр на формирование активности и инициативы. Надеюсь, что они пригодятся вам в вашей работе.

Работа с родителями :

Одним из важных условий для развития самостоятельности является включение родителей в педагогический процесс.

Виды работы:

-Анкетирование по теме «Что такое самостоятельность»

Цель анкетирования: выявление отношения родителей к проблеме воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста в семье.

Родителям предлагается ответить на 6 вопросов.

1. Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?

2. В чем, по вашему мнению, ребенок может и должен быть самостоятельным?

3. Как Вы воспитываете самостоятельность?

4. Имеются ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?

5. Как ведет себя Ваш ребенок при выполнении задания, поручения?

- начинает сразу, уверенно, выполнять самостоятельно и правильно

-долго не начинает, колеблется, обращается за помощью к взрослому

-выполняет с помощью взрослого

-трудности преодолевает самостоятельно

-встретив трудности, просит помощи

-обходит трудности

-бросает работу, не закончив.

6. В чем Ваш ребенок чаще проявляет самостоятельность?

-Консультации по теме : «Я сам»

«Самостоятельность что это

«Скоро в школу»

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

-Консультация для педагогов: «Что такое самостоятельность, инициатива» (выступление на педсовете)

-Презентация по теме самообразования (в конце года)

-Открытые мероприятия в разных возрастных группах (Февраль, март)

-Подготовка мониторинга оценки самостоятельности в разных возрастных группах (в конце года)

-Выступление перед родителями на собрании «Самостоятельность -это хорошо или плохо»

Публикации по теме:

Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Консультация для родителей «Роль педагога в разных видах деятельности детей» Любая деятельность детей сопровождается педагогом. Например,при игровой активности ипользую различные приемы: -добавляю количество персонажей;.

Круглый стол на тему: «Мальчики и девочки — два разных мира. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» Конспект мероприятия с родителями. Круглый стол на тему: «Мальчики и девочки – два разных мира. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей».

Мастер-класс: «Применение игровых методов и приёмов театрализации в разных видах деятельности». Театрализованная деятельность – это вид деятельности, который таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных.

Описание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группыОписание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группы Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии.

Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания. Мы ставим перед собой задачи, которые развивают у детей.

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию. Развитие связной речи занимает одно.

Современные педагогические технологии в ДО «Коммуникативные игры дошкольников с учетом гендерных особенностей» Суринский филиал ГБОУ СОШ пос. Береговой реализующий основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего.

Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развитияСоздание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Ибраева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД