Приложение МААМ

Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»

Немченко Любовь Владимировна
Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему : «Групповой сбор - как способ развития детской инициативы

в разных видах деятельности»

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Слайд 2. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Идеологией современного дошкольного образования, заданной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада - поддержка разнообразия детства.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Слайд 3. В 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Слайд 4. В 3-4 года игровая и продуктивная деятельность.

Слайд 5. В 4-5- лет познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Слайд 6. В 5-6 лет внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Слайд 7. В 6-8 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность.

Слайд 8. Условий, необходимых для развития инициативности детей не так уж много.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Слайд 9. Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

Но как же быть, как всё таки поддержать инициативу ребёнка…

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Слайд 10. Существует несколько форм поддержки детской инициативы –это :

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

Но одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор или детский совет.

• Слайд 11. Детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями. Детский совет может выглядеть так.

Слайд 12. Или так Слайд 13. И так.

Слайд 14. Пока я буду рассказывать что же такое детский совет – вы можете ознакомится с его задачами. Они представлены на слайде.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить :

-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий — после дневного сна.

Слайд 15. Детский совет НЕ занятие. А участие в нем НЕ может быть принуждением.

Слайд 16. Что же может включать в себя групповой сбор?

1. Приветствия (комплименты, подарки и пр.) Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе». Особое внимание может быть уделено тому ребенку, который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»).

2. Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга). Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не дляучебно-тренировочных действий. Это могут быть любые игры, не требующие большой подвижности.

3. Обмен новостями или философствование с детьми. Обмен новостями во время детского совета – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

4. Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование

Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Планирование ориентируется на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей.

Первое направление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).

Второе направление – разработка плана проекта, плана образовательного события).

Третье направление – планирование дел и действий на текущий день.

Во время планирования должен быть баланс инициатив взрослых и детей. Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.

Слайд 17. План может выглядеть так.

Слайд 18. А ещё вот так. Вместо надписей (если дети ещё не умеют читать) можно использовать картинки, которые ребята самостоятельно выбирают и прикрепляют на план.

Слайд 19. 5. Подведение итогов, или Что у нас получилось?

Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей делиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача – анализ деятельности : что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача воспитателя, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани и Юры», вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Слайд 20. В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Также для группового сбора необходима доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

И в заключении хотелось бы вспомнить слова Л. С. Выготского: «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».

Слайд 21.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Консультация для педагогов по теме: «Моделирование в разных видах эколого-краеведческой деятельности». Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Решить успешно эти вопросы воспитателю помогает метод моделирования. Цель моделирования.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель высшей категории Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» 1 слайд «Проектная деятельность в детском саду» «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество.

Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» Презентация на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС" (На раннем возрасте) (Слайд 2) В Конституции.

О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Педагогические задачи в разных видах деятельности» .

Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Создание условий для поддержки детской инициативы. (средняя.

Театрализованные игры — как средство развития детской инициативы Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 17:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Немченко Любовь Владимировна (УИ 615663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД