Юлия Якимова
«Лето с дедушкой Корнеем» создание образовательной среды-важнейший компонент развития детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для благоприятного развития ребенка огромное значение имеет организация развивающей предметной среды. Так как в настоящее время вступил в силу ФГОС, несомненно, мы должны опираться на данный документ. В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:
индивидуализации дошкольного образования;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Публикация «„Лето с дедушкой Корнеем“ создание образовательной среды-важнейший компонент развития детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
- Лето
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2017
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
На основе принципов формируются цели и задачи, одна из которых - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Данных целей мы достигаем реализуя проектную деятельность.
Почему мы выбираем именно проектную деятельность? Причин этому много, и самая первичная - это доказанная эффективность данной работы, которая позволяет охватить проблему в полном объеме. Конечно, как и любой проект, имеет под собой нерешенную проблему, из которой вытекает актуальность затронутой темы. В 2016 проведя мониторинг на начало учебного года, анкетирование родителей мы столкнулись с результатом, требующим коррекции, на основании чего был разработан проект «Летние сказки». Проживая этот проект мы пришли к результатам, и, было принято решение продолжить работу в данном ключе. В 2017 году появился проект "Сказки Дедушки Корнея".
Цели и задачи поставленные перед нами :
• Развитие ребенка, его позитивная социализация, личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей
• развитие социально-коммуникативных навыков
• развитие познавательного интереса детей
• развитие творческой активности и игровых навыков
• создание благоприятной эмоциональной среды в группе (с учетом индивидуальных интересов и особенностей детей)
• проявление активной позиции родителей по вопросам развития детей.
• развитие детской деятельности через знакомство с творчеством К. И. Чуковского;
• - развитие речевой активности детей;
• - развитие у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;
• - привлечение родителей к совместной деятельности.
Проект имеет обычную структуру - три этапа реализации.
Этапы реализации системы:
I. Подготовительный
1. Анализ уровня развития детей.
2. Выявление уровня педагогической компетентности родителей
3. Создание проекта, модели взаимодействия ДОУ с родителями для повышения эффективности работы развитию детей.
II. Организационный
1. Ознакомление родителей с организацией среды в ДОУ и в семье воспитанников ДОУ.
2. Методическое обеспечение работы в ДОУ.
III. Итоговый
1. Построение деятельности в соответствие с разработанной системой взаимодействия с детьми и родителями в рамках комплексной программы.
2. Итоговый мониторинг анализ результатов работы. Корректировка дальнейшей работы с семьей по развитию дошкольников 2017 -2018 уч. год.
3. Презентация проекта.
Деятельность спланирована по произведениям Чуковского понедельно.
Мы хотим обратить ваше внимание на организацию предметно-пространственной среды.
При организации предметно-пространственной среды мы использовали следующую модель:
Результат
Наполнение дидактическим и игровым материалом
(с некоторой недосказанностью для развития познавательного интереса)
Наполнение материалом для детского творчества
(с учетом индивидуальных особенностей)
Зона для поддержки детской инициативы.
(выделена отдельно)
Данная модель позволила нам сформировать п. п. среду на основании видов детской деятельности по заданной теме, в данном случае - произведения К. И. Чуковского:
Чудо Дерево - музыкальная изобразительная
Федорино Горе - двигательные формы активности ребенка
Муха цокотуха - игровая, коммуникативная
Мойдодыр, Путаница - познавательно-исследовательская.
Рассмотрим на примере. Прочли сказку " Тараканище", при обсуждении спросили,на чем бы поехали дети? предложили разнообразный материал, в дальнейшем идем за творчеством и инициативой. Или " Робин -Бобин" - Сформировали игровую ситуацию " Чем накормить обжору", "Айболит" - что же нужно чтобы быть здоровым? и т. п. "Краденое солнце"- создали игровую ситуацию, «надо солнышко вернуть». Как мы можем это сделать?
В процессе деятельности сформировалась зона для поддержки детской инициативы - Копилка детских идей, которая переросла в пособие в группе «что нам интересно».
То есть деятельность педагога, наравне с организацией Р. ПС важная составляющая системы по поддержке детской инициативы и самостоятельности, компоненты которой перекликаются друг с другом.
Деятельность педагога:
• Создание игровых ситуаций
• Создание проблемных ситуаций
• Поощрение желания ребенка строить первые собственные умозаключения,
• Создание условий и поддержка театрализованной деятельности детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
• Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.
• Привлечение детей к украшению пространства к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
• Создание возможности, используя мебель и ткани, строить «дома»,
укрытия для игр.
Работая в такой системе, мы «шли» за интересами и творчеством детей. Предлагаем посмотреть фотоотчет, как мы прожили наше лето.
Фотоотчет "Наше лето"
Не стоит забывать про работу с родителями
Формы работы с родителями:
• организация выставок детского творчества;
• фотоотчет;
• проведение совместных развлечений;
• Привлечение родителей к организации среды
• Участие родителей совместно с детьми в оформлении выставки поделок по темам
• Форум, общение в интернет
Родители активные участники процесса. Вот такие игры и игрушки появились в нашей группе. Родители стали более активными, проявляют интерес к жизни группы. Важную роль в этом сыграло общение через интернет. (группы в контакте и вайбере). Жизнь детского сада стала более открытой.
Результат и перспективы.
Результат подобного рода организации среды в конкретной группе :
• развитие социально-коммуникативных навыков
• развитие детской инициативы и самостоятельности
• развитие познавательного интереса детей
• развитие творческой активности и игровых навыков
• благоприятная эмоциональная среда в группе (так как учитываются индивидуальные интересы и особенности детей)
• легкая адаптация
Мы достигли поставленных перед нами целей и задачей. В дальнейшем планируем работу в том же ключе.