Приложение МААМ

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС ДО Часть 4

Елена Дмитриева
«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС ДО Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших дошкольников :

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.

Публикация «„Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до“ Часть 4» размещена в разделах

В экспериментальной части мы решили изучить уровень сформированности экологической воспитанности младших дошкольников. Нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов:

1. Этап – констатирующий, выявляющий начальный уровень экологической воспитанности.

2. Этап – формирующий, педагогическая деятельность по данному направлению.

3. Этап – контрольный, выявляющий уровень экологической воспитанности младших дошкольников, после проведения формирующего эксперимента.

Экспериментальная база нашего исследования: детский сад № 3 г. Тимашевск. В экспериментальном исследовании принимали участие 11 дошкольников младшего возраста, составляющих констатирующую группу и 11 дошкольников младшего возраста – экспериментальную группу.

Констатирующий этап эксперимента был осуществлен в сентябре 2014 года. На констатирующем этапе нами использовалась диагностика под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, выявляющая уровень экологической воспитанности младших дошкольников, и степень овладения программным содержанием.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить критерии уровня экологической воспитанности младших дошкольников;

2. Подобрать диагностический материал и оборудование;

3. Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

-во-первых, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам:

-во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников следует необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

1) знания о неживой природе;

2) знания о растительном мире;

3) знания о мире животных.

Задания для определения уровня экологической воспитанности младших дошкольников.

Задание 1. Определение знаний о характерных особенностях времен года (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Дидактические игры, упражнения, вопросы: описание картинки.

Материал: картинка с изображением характерных особенностей сезона, одежды и деятельности детей.

Содержание диагностического задания. Педагог показывает ребенку картинку, на которой изображены дети в осенний период.

Инструкция: рассмотри картинку.

Вопросы:

-Как одеты дети? Почему?

-Какое время года изображено на картинке?

Примечание: в начале учебного года детям предлагается картинка с изображением осени, на середину года – картинка с изображением зимы, на конец года картинка с изображением весны.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 2. Умение определять и называть изменения в погоды: наблюдение за изменением погоды, беседа по вопросам.

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает понаблюдать за особенностями погоды.

Вопросы:

- Как узнать какая сегодня погода? (Посмотреть на солнце, на небо: если ярко светит солнце, небо чистое, голубое – погода солнечная; если нет солнца, на небе облака, тучи – погода пасмурная.)

- Как определить, дует ли ветер? ( по деревьям: если ветки качаются, значит, дует ветер, погода ветреная)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 3. Умение различать и называть разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения.

Упражнения на классификацию растений.

Материал: предметные картинки (береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник, одуванчик, астра, анютины глазки, мак).

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены разные растения. Задание: выбери знакомые растения и назови их.

Вопрос: какое из выбранных тобой растений являются деревьями (кустарниками, цветами?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 4. Умение называть и показывать части растений (дерева, кустарника, цветка, отличительные признаки дерева от кустарника.

Задание «Назови части растений»

Материал: предметные картинки: береза, сирень, мак.

Содержание диагностического задания. Педагог выкладывает перед ребенком картинки, на которых изображены береза, сирень, мак.

Задание 5: найти картинку, на которой нарисовано дерево. Как называется это дерево? Назови и покажи части дерева (один толстый высокий ствол, много тонких веток, на ветках много листьев).

-Найти картинку, на которой нарисован кустарник. Как называется этот кустарник? Назови и покажи его части (несколько стволов, много веток с листьями).

-Расскажи, чем отличается дерево от кустарника (у дерева один толстый высокий ствол, много тонких веток, которые находятся высоко от земли, а у кустарника несколько стволов, расположенных близко от земли, они тоньше чем у дерева).

-Найти картинку, на которой нарисован цветок. Как называется этот цветок? Назови и покажи его части (тонкий гибкий стебель, на нем есть листья, цветок)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием

Задание 6: Умение различать и называть овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород).

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Материал: набор натуральных (или муляжей) овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа) и фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан); корзинка, ваза; картины «На огороде», «В саду».

Содержание диагностического задания. На столе перед ребенком выложены овощи и фрукты.

Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом? Положи все фрукты в вазу. Что ты положил в вазу? (Фрукты.) Педагог показывает картины «В саду», «На огороде».

Вопросы:

- Где растут овощи? (На огороде)

- Где растут фрукты? (В саду)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 7. Умение различать и называть домашних и диких животных.

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».

Материал: предметные картинки с изображением животных : домашние (кошка, собака, корова, коза, лошадь, дикие (заяц, лиса, медведь, волк).

Содержание диагностического задания. Педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних и диких животных.

Задание: назови и покажи животных, которых ты знаешь. Назови и покажи домашних животных. Почему этих животных называют домашними? (Живут рядом с человеком). Назови и покажи диких животных. Почему их называют дикими? (Живут в лесу).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 8. Знание о характерных признаках внешнего вида домашних и диких животных.

Рассматривание картин «Кошка» и «Зайцы»

Материал: картины «Кошка», «Зайцы».

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину «Кошка». Вопросы:

- Кто это?

- Какое это животное – дикое или домашнее?

- Что это у кошки? (Голова)

- Что есть на голове? Чем смотрит? Чем слышит? Чем нюхает? Чем ест? Что есть во рту? (Острые зубки, шершавый язык)

- Что это? (Туловище)

- Чем покрыто туловище (Шерстью)

- Какая шерстка? (Серая, мягкая, пушистая)

- У кошки есть (Лапы)

- А на лапках? (Острые коготки)

- Зачем ей острые коготки?

- Еще что есть? (Хвост)

- Чем кормят кошку?

- Что она делает с молоком? (Лакает)

- Как кошка голос подает?

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину «Зайцы». Вопросы:

- Кто это?

- Какое это животное – дикое или домашнее?

-Назови части тела. (Голова, туловище, лапы, маленький, короткий хвост)

- Что есть на голове? (Длинные уши, глаза, нос, усы, рот)

- Чем покрыт заяц?

- Какого она цвета?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 9. Знание о детенышах животных.

Дидактическая игра «Назови детенышей».

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания. Педагог показывает ребенку картинку с изображением взрослого животного и его детеныша. Инструкция: назови детеныша коровы (кошки, собаки, козы, лошади, зайца, лисы, медведя, волка).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 10. Умение называть и различать птиц.

Дидактическая игра «Найди картинку».

Материал: предметные картинки с изображением птиц.

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком набор картинок. Задание: Найди картинку на которой изображен воробей (ворона, голубь). Как называется эта птица?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 11. Умение называть и различать насекомых.

Дидактическая игра «Найди картинку».

Материал: предметные картинки с изображением насекомых.

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком набор картинок. Задание: Найди картинку на которой изображена бабочка (божья коровка, жук, кузнечик). Как называется это насекомое?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 27-30 баллов; достаточный уровень – 18-20 баллов; недостаточный уровень – 9 -10 баллов.

Описание уровней экологических знаний детей :

- 1 уровень – недостаточный. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждении.

- 2 уровень – недостаточный. У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов. Более верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания.

- 3 уровень – высокий. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе отражен в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

№ Ф. И. ребенка Баллы Уровень развития

1 Федор И. 20 достаточный

2. Дарья Г. 18 достаточный

3. Диана Д. 19 достаточный

4. Максим П. 23 достаточный

5. Глеб М. 18 достаточный

6. Никита З. 17 недостаточный

7. Ольга Б. 18 достаточный

8. Наталья Ф. 24 достаточный

9. Артем Д. 14 недостаточный

10. Светлана Г. 16 недостаточный

11. Артем Л. 21 достаточный

В результате было выявлено 8 детей имеют достаточный уровень; 3 ребенка- недостаточный уровень.

Результаты диагностики в контрольной группе отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

№ Ф. И. ребенка Баллы Уровень развития

1. Данил В. 15 недостаточный

2. Николай Ф. 14 недостаточный

3. Ксения К. 19 достаточный

4. Екатерина С. 17 недостаточный

5. Ульяна Ж. 18 достаточный

6. Михаил З. 17 недостаточный

7. Ангелина Х. 18 достаточный

8. Геннадий Б. 13 недостаточный

9. Ульяна М. 23 достаточный

10. Захар Н. 20 достаточный

11. Иван С. 21 достаточный

Нами были выявлены следующие уровни экологической воспитанности младших дошкольников контрольной группе достаточный уровень – 6 детей; недостаточный уровень – 5 детей.

Общий результат констатирующего эксперимента отражен в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Уровень Контрольная группа

11 детей Экспериментальная группа

11 детей

высокий -

достаточный 6 чел. (54,5 %) 8 чел. (72,7 %)

недостаточный 5 чел. (45,5 %) 3 чел. (27,3 %)

Результат диагностики в контрольной и экспериментальной группах отражены в гистограмме № 1.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и

экспериментальной группах:

- результаты проведенного констатирующего исследования свидетельствуют о том, что обе группы по уровню экологической воспитанности существенно не отличаются. Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне экологической воспитанности. Выявленные в ходе исследования уровень экологической воспитанности является недостаточным, так как дети в контрольной и экспериментальной группах не имеют высокий уровень экологической воспитанности.

На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что дети в контрольной и экспериментальной группах самостоятельно не могли справиться с заданием, с детьми переведенных из первой младшей группы работа по экологической воспитанности осуществлялось не систематически.

Дети со среднем уровнем сформированности экологической воспитанности не всегда могут аргументировать свой выбор. У детей есть заинтересованность в выполнении задания. Детей увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. В основном знают представителей животного мира, но затрудняются в назывании отличительных особенностей. Называют не все части растений, деревьев. Часто не знают корни, стебель. Некоторые затрудняются назвать ветки.

Дети с низким уровнем практически не справляются с заданиями. У детей наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения. Они часто допускают ошибки в назывании представителей животного мира и определении их характерных признаков. Допускают ошибки в классификации растений, не могут назвать их характерные признаки. Не выделяют части дерева, растения или выделяют какую-то одну часть. Кто-то называет только ствол, некоторые листья. Времена года также не всегда называют правильно. Некоторые путают осень и лето. Не могут назвать характерные признаки сезонов.

Публикации по теме:

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС «Знакомство со струнными инструментами» Составила: Земскова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МБУ детский сад № 200 «Волшебный.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Темой для самообразования воспитателей группы №4 на 2015 – 2016 уч. год стало «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях.

Управление методической работой дошкольной образовательной организации в условиях личностно ориентированного подхода Управление методической работой дошкольной образовательной организации в условиях личностно – ориентированного подхода Аннотация. Стратегия.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации Важнейшей задачей музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС ДО Часть 4
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 19:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС ДО Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дмитриева (УИ 107609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД