Ирина Земскова
Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со струнными инструментами»
Составила:
Земскова Ирина Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБУ детский сад № 200
«Волшебный башмачок» г. Тольятти Самарской области
Интеграция образовательных областей:
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Задачи:
Художественно-эстетическое:
Публикация «Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Развивать представления детей о выразительных средствах музыки, о тембровых и динамических особенностях струнных музыкальных инструментах.
2. Формировать музыкальное воображение.
3. Развивать музыкальную память детей.
4. Прививать любовь к музыке.
5. Приобщать детей к восприятию художественных произведений (стихи о музыкальных инструментах).
Физическое развитие:
1. Развитие двигательной активности в танцах и играх
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей со струнными инструментами симфонического оркестра и струнными народными инструментами. Дать понятие о смычковых и щипковых инструментах.
2. Познакомить с новыми музыкальными понятиями и терминами.
3. Рассказать о способах звукоизвлечения.
4. Отметить черты сходства и различия.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на красивую музыку.
2. Формировать готовность к совместному обсуждению, желание включиться в разговор.
3. Формировать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Речевое развитие:
1. Обогащать активный словарь детей.
2. Развивать связную монологическую речь детей.
Методы и приемы:
Практические: выполнение вокальных, двигательных упражнений, прослушивание произведений, танцевальная импровизация.
Наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов с изображением музыкальных инструментов.
Словесные: рассказывание, беседа, обмен мнениями, обсуждение.
Материалы и оборудование:
Слайды по теме «Струнные инструменты»
Аудиозаписи музыкальных произведений
Подборка стихов о струнных музыкальных инструментах (из книги Р. Алдониной «Музыка, ее звуки и инструменты»)
Картинки с изображением симфонического оркестра и музыкальных инструментов.
Шарфики, ленты для импровизации
Экран
Проектор
Компьютер
Музыкальный центр
Звучит классическая музыка в исполнении духового оркестра (М. Таривердиев «Ноктюрн»). Педагог приветствует детей, приглашает занять места в зале. Дети проходят в зал, садятся на стульчики, рассматривают картинки с изображением инструментов симфонического оркестра, развешанные на стенде.
Музыкальный руководитель
Ребята, мы с вами уже знакомились с духовыми инструментами симфонического оркестра. А сегодня поговорим о следующей группе инструментов. Посмотрите, пожалуйста, на картинку (слайд № 2), какие инструменты вы видите на картинке? (ответы детей). Да, на всех этих инструментах играют при помощи смычка, они так и называются – струнные смычковые. А теперь посмотрите на эту картинку (слайд № 3) Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти инструменты? (ответы детей).
Правильно, ребята, все эти инструменты имеют струны. Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.
Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.
Струнные инструменты бывают смычковые и щипковые. Как вы, наверное, догадываетесь, смычковые инструменты те, на которых играют при помощи смычка, а щипковые – это те, на которых играют, касаясь струн пальцами или медиатром.
Рассмотрим каждую группу по отдельности. Смычковые инструменты те, на которых играют при помощи смычка.
«Струнная группа – солидная масса,
От легоньких скрипок и до контрабасов.
От самых высоких
Земных голосов
До низких и мягких,
Как бархат басов» (слайд № 4,5).
Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает внешний вид инструментов, дает понятие смычка, грифа.
Музыкальный руководитель
Все эти инструменты очень похожи. Отличаются они только размерами и высотой звука. Скрипку и альт при игре держат на плече.
«Скрипкам певучим
С их звуками плавными
Часто доверены партии главные.
А как изысканно красивы
В фигуре скрипки и в смычке
Все повороты и извивы,
Здесь тайна в каждом завитке!»
«К скрипкам альты
Сели поближе,
Звук, как у скрипки,
Только пониже» (слайд № 6)
Рассматривают скрипку на слайде, слушают звучание скрипки и альта.
«Виолончель – большая скрипка,
Приятный и душевный звук.
Её, то слушаешь с улыбкой,
То можешь и заплакать вдруг» (слайды № 7)
Обратите внимание, ребята, на виолончели играют, сидя на высоком стуле.
Рассматривают виолончель, слушают звучание.
«Рядом с нею контрабас
На полу стоит.
Больше скрипки в десять раз –
Музыкальный кит!» (слайд № 8)
Контрабас такой большой, что на нем играют стоя.
Рассматривают контрабас, слушают звучание.
Давайте рассмотрим струнные щипковые инструменты.
Почему они называются щипковыми, ребята? Правильно, потому что звук у них извлекается при помощи щипка, то есть пальцами или медиатором касаются струн, и инструмент звучит. (слайд № 9)
«Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент! (слайд № 10)
Рассматривают балалайку, слушают звучание.
«Гитара покорила мир –
Давно признать пора.
Играет в тишине квартир,
На сцене, у костра.
Её услышишь где угодно,
Любовь к гитаре – всенародна» (слайд № 11,
Рассматривают инструмент, слушают звучание.
«Не путай домру с балалайкой,
Тем самым музыке грубя,
Иначе кто-нибудь с Незнайкой
Однажды спутает тебя!» (слайд № 12)
Рассматривают инструмент, слушают звучание.
«У арфы струн ужасно много,
Капризна арфа-недотрога.
Чтобы мелодию сыграть,
Все струны надо перебрать» (слайд № 13,
Рассматривают инструмент, слушают звучание.
Музыкальный руководитель
Ребята, а теперь подумайте и скажите, с каким животным, птицей или явлением природы у вас ассоциируется тот или иной музыкальный инструмент. Покажите нам это в движении.
Дети еще раз слушают звучание инструментов и высказывают свои ассоциации, например, скрипка – птичка, контрабас – медведь, балалайка – скоморох танцует и др. Берут шарфики или ленты и изображают героя в движении.
Музыкальный руководитель
А сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру.
Владик, выходи вперед. Сейчас Владик нам изобразит, на каком инструменте он как будто бы играет. А мы будем отгадывать.
Потом еще 2-3 ребенка изображают игру на каком-нибудь инструменте, все отгадывают.
Музыкальный руководитель
Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить песенки, в которых упоминаются струнные музыкальные инструменты.
Дети вспоминают знакомые песенки, поют их вместе с педагогом: «Я на скрипочке играю» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Балалайка» Т. Морозовой
Музыкальный руководитель
А сейчас, ребятки, отдыхайте и послушайте очень красивое произведение в исполнении ансамбля скрипачей.
Дети слушают «Рондо» В. А. Моцарта (можно закрыть глаза, жестикулировать в такт музыки).
Педагог хвалит детей, предлагает вспомнить название струнных музыкальных инструментов, дети делятся впечатлениями.
Музыкальный руководитель
Ребята, наша встреча подошла к концу. Вы были очень внимательны и активны. Я вам хочу подарить раскраски. В группе вы сможете раскрасить музыкальные инструменты по своему вкусу.
Педагог прощается с детьми (пропевает):
-До свиданья, дети.
Дети прощаются с педагогом (пропевают):
-До свидания.
и выходят из зала.
После знакомства со всеми группами инструментов симфонического оркестра проводится развлечение «Хорошо быть музыкантом».
Конспект можно разделить на 2-3 занятия (проводить как часть ОД).