Галина Григорьева
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий
для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
(для педагогов дошкольного учреждения к пед. совету)
Григорьева Галина Викторовна,
воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад «Улыбка»,
Республика Хакасия, г. Черногорск.
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
Публикация «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нор-мальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, сво-ему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и забо-той работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направ-ленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, за-полнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощ-рениях.
Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирую-щиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания :
• семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
• историческое единство русского народа;
• общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка разви-ваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за до-стижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
Для успешной работы реализации нравственно-патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. Это создание уголков :
- русской культуры;
- музей;
- уголок государственной символики.
Уголок русской культуры включает:
- художественную литературу (сказки, потешки, поговорки, стихи и т. д.);
- народные игрушки (матрешки, дымка и т. д.);
- народные музыкальные инструменты;
- куклу в народном костюме;
- произведения декоративно-прикладного искусства.
Уголок государственной символики включает:
- символы России: герб, флаг, гимн;
- наглядный материал: фотографии (города, республики и т. д., открытки, репродукции картин русских художников и т. д.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Воспитателями должны быть изготовлены дидактические пособия по нравствен-но-патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны; куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сде-ланные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности де-тей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу пол-ностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах должны периодически меняться материалы: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобрести настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возмож-ность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования должны содер-жать атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе должны быть ор-ганизованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Музы-кальным руководителям детского сада пополнить и собрать фонотеку с записями ше-леста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты использовать на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель-ный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта доста-точно кропотливая работа в детском саду должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все сто-роны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Пред-полагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные заня-тия, праздники и развлечения.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».
ИГРЫ.
Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в интересную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это такие игры как : «дочки-матери», «спасатели», «летнее кафе», «школа». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача-поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.
-Какие есть дидактические игры у вас в группе?
-Какие вы знаете сюжетно-ролевые и подвижные игры?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : Сфера, 2004.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
5. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного воз-раста. М. :АРКТИ, 2004.
6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка – Пресс, 2003.
7. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно – патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.