Светлана Рыбина
Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика современной России представляет многовековой народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям жизни общества и предпринимать шаги к его переустройству и творческому созиданию, усвоив опыт своих отцов.
Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миро, овладевая социальными нормами и ценностями.
Публикация «Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям в возрасте 5-10 лет. Считалось, что каждый ребенок изначально является творцом окружающей жизни, а его представления о добре и зле, любви и ненависти естественны в своих проявлениях.
При знакомстве с различными явлениями действительности ребенок задает множество бессистемных и хаотичных вопросов. Складывается впечатление об отсутствии у него действительного интереса, и взрослые часто не затрудняют себя ответами на такие вопросы. Стремление к всеобъемлющей информации младших членов общества традиционно учитывалось народной педагогикой, так как мысль ребенка сравнивали с полетом птицы: с высоты поднебесья она видит все многообразие и взаимосвязь природных явлений. Нередко взрослые не готовы к стремительно поступающим вопросам, которые, по их мнению, должны быть взвешены воспитанником, поэтому отвечать также необходимо аргументированно и конкретно. Но оказывается, что ребенку не интересно разбирать частности, ему хочется познать целиком.
Если ребенок видит мир цельным, как бы «сверху», то взрослый пытается научить его смотреть «сбоку», выделяя частности. Желание воспитателя подходить к проблеме от частного к обществу, особенно при рассмотрении взаимосвязи человека и окружающего мира, осознании себя со всем сущим, вызывает у ребенка недопонимание. Если начинать объяснение материала с главного, с первопричины, то все остальные вопросы и ответы будут не бессистемными и хаотичными, а дополнят и расширят представление о предмете.
Нередко на вопрос ребенка «Зачем надо ходить в школу?» взрослые стереотипно отвечают: «., чтобы стать умным…» или «… все люди должны учиться…». В народных сказках мы находим объяснение, которое вызывает ответную познавательную реакцию: «Когда ты будешь много знать, ты сможешь помогать людям, растениям, животным, Матушке Земле…».
Общей психологической особенностью старших дошкольников и младших школьников являются преобладание образованных форм познания окружающего мира (образные память и мышление), а также повышенная восприимчивость и наивно-игровое отношение ко всему, с чем сталкивается ребенок. Поэтому желательно изначально формировать созидательно творческий подход к изучаемому явлению или объекту: например, при объяснении новой темы или какого-либо задания необходимо сразу показать, где и как в повседневной деятельности применяют полученные знания. Народная педагогика предлагает многочисленные пословицы и поговорки, народные приметы как концентрированное наблюдение за жизнью людей и природы: через применение на практике знаний народная мудрость эффективно выполняет образовательную и воспитательную задач, настраивает на дальнейшее развитие познавательной активности детей. Пустым, ненужным знаниям детей не обучали, а то с чем знакомили было обязательно подтверждено практикой.
Народная педагогика – это прежде всего выражение коллективного разума людей. Общие сопереживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность человека, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость. И подтверждение тому – собранные в течение веков в систему народные педагогические традиции.
Современная педагогика всецело поддерживает утверждение о том, что познавательная активность детей во время проведения коллективных творческих дел значительно повышается. При подготовке и проведении спортивных соревнований, викторин, изготовлении игрушек и т. д. результат становится значимым для всех детей, и каждый ребенок привносит свой вклад в общее дело. По ходу мероприятия складывается коллективная творческая мысль, которая создает общий эмоциональный настрой, способствует сплочению участников, умению подчинять свои интересы и амбиции общему делу, развивать в себе качества, одобряемые коллективном сверстников и взрослыми.
Приучаясь работать в коллективе и для коллектива, у ребенка формируются умение самостоятельного поиска знаний и понимание, что наработанный им материал необходим для получения общего результата. С начальными формами коллективной творческой деятельности дети знакомятся в детском саду в повседневной жизни, в учебно-познавательной практике и на занятиях при выполнении коллективных работ по изобразительному искусству, развитию речи (составление сказки и др., а у младших школьников – в урочной и внеурочной деятельности (предметные викторины, КВН, театрализованные спектакли для дошкольников и т. д.).
Опыт совместной деятельности прошел в своем развитии каждый народ. И только тот народ, который смог на основе коллективного начала сложить свой опыт в традиции для воспитания и обучения подрастающего поколения, был способен противостоять любой опасности.
Коллективное начало в организации жизни человека делало его коллективным по духу не только в труде, но и в отдыхе. Для большинства праздников была характерна длительная подготовка, в которой участвовало много людей, а сами праздники включали в себя богатейший опыт показа человеческих возможностей и способностей, например, русский – проводы зимы (итог зимних и преддверие весенне–полевых работ, марийский – праздник цветов (гимн весне, природе, дружбе людей, прибалтийский – праздник песен (приобщение людей к художественному творчеству) и т. д. В наше время в детском саду и начальной школе проводятся праздник осени, новый год, 8 марта и другие, но не всегда подготовка к ним приятна ребят. Зачастую она отличается «заезженностью» сценария, бесконечными репетициями, в том числе сюрпризных моментов, таким образом не остается места эффекту приятных неожиданностей. В то время как главное отличие праздника – это показ знаний, умений и навыков, приобретенных в трудовой деятельности за какой-то промежуток времени, радость от завершения того или иного дела, настрой на новую работу, этап в жизни и т. д. Желательно, чтобы на празднике было больше возможностей для выражения индивидуальности и способностей каждого ребенка.
Примечательным для нашей страны является ее многонациональность, где они и те же праздники у разных народов отмечаются со своими национальных колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходство и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов России и других стран. Такой подход развивает кругозор ребят и позволяет использовать имеющиеся представления в творческой деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.
Народная педагогика сложилась из жизненного опыта людей по воспитанию подрастающего поколения, но пока она не заняла соответствующего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня воспитание происходит прежде всего на основе накопленного опыта данного рода семьи. Поэтому, рассуждая о личности гражданина России XXI века, необходимо учитывать уроки народной мудрости.
Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, а значит следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь развития.