Татьяна Кирьянова
Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Сообщение из опыта работы ДОУ на тему «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Подготовил: старший воспитатель Т. Э. Кирьянова г. Богородицк 2013-2014г.
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
Публикация «Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, наследие, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни : семью, дом, улицу, город, в котором родился, окружающую природу, культуру, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.
ДОУ должно быть заинтересовано в работе по привитию у детей этого качества личности, в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
Цель работы нашего ДОУ: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.
Для решения этой цели мы поставили задачи:
1. Развивать эмоционально–познавательный интерес к культурному наследию России;
2. Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
3. Формирование эстетически–нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества;
4. Развивать речь средствами фольклора;
5. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей;
6. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, воспитание уважения к труду;
7. Построение такой системы жизнедеятельности нашего ДОУ, которая обеспечит условия всестороннего развития личности детей и родителей для приобщения к истокам русской народной культуры
Важнейшими педагогическими принципами в работе наших педагогов стали:
1. Создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды для пробуждения в душах детей чувства красоты, любознательности, национальности, желания быть частью великого русского народа - атмосферы национального быта.
Мы решили, что детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т. к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду есть мини-музеи «В гостях у сказки», «В краю родном», уголок «Русской избы», которые с удовольствием посещают наши дети и родители. Во всех группах нашего детского сада созданы патриотические уголки.
2. Широкое использование в работе всех видов фольклора, народно-прикладного искусства, приобщение детей к традициям и народным праздникам;
В своей работе по данной теме педагоги ДОУ используют богатый фольклорный материал песенок, потешек, прибауток, сказок, былин и др.
Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются воспитателями не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.
Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не толь-ко в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, на-родных музыкальных играх в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.
Народные праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни русского человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких праздников как Масленица и Пасха.
Великолепно проходят и осенние праздники, на которых всегда вспоминается народное празднование Покрова. После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие.
Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.
Музыкальный руководитель последовательно знакомит детей с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.
Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, Дню победы развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов и дедов.
В детском саду есть такая практика, в группах ко Дню Защитников Отечества оформляются выставки рисунков с военной тематикой. Разучиваются песни и стихотворения о Родине, Армии, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.
3. Следующее приоритетное направление это знакомство с на-родным прикладным искусством нашего народа;
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети в группах знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в методическом кабинете, используются в работе педагогов. Ознакомление детей с красотой, эстетическим вкусом, художественной ценностью мастеров русского народа в разных видах деятельности способствует также приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В ДОУ ежеквартально создается в музыкальном зале «Русская изба». Дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, прялки, русскую печь и другие экспонаты, открывающие им особенности русского быта и творчества.
4. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми;
Инструктор по физическому воспитанию и педагоги знакомят детей с народными играми, которые затем используются на праздниках и раз-влечениях.
Праздник «День Защитников Отечества» всегда проводится с участием пап, старших братьев, дедушек. Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию педагогами проводятся целевые прогулки и экскурсии. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.
Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики инструктор по физической культуре выбирает детей, которые исполняют роль командира.
В группах кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию мы знакомим детей с Государственным гимном, флагом, гербом России, а так же своей малой Родины, развиваем уважение к государственной символике. Всегда в беседах, индивидуальной работе с детьми подчеркиваем красоту природы нашего города, развиваем чувство гордости за свою малую Родину, за её достопримечательности.
3. Используя сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры, создать единый коллектив «дети – родители – сотрудники ДОУ».
Для родителей систематически проводятся консультации, мастер-классы, смотры-конкурсы с различной тематикой «Мы с папой рисуем вместе», «Зимняя мастерская», «С чего начинается Родина…», «Учите видеть прекрасное» и другие.
Родители принимают активное участие во всех праздниках, досугах и развлечениях, проводимых в нашем ДОУ.
Основные формы работы ДОУ:
1. Непосредственно образовательная деятельность: тематическая, интегрированная, игровая, театрализованная, индивидуальная;
2. Развлечения, досуги, русские народные праздники;
3. Экскурсии, целевые прогулки;
4. Театрализованная деятельность;
5. Игровая деятельность;
6. Мини-музеи;
7. Работа с родителями.
Деятельность ДОУ состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно так развивается личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Выпускники нашего ДОУ умеют:
1. Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют уз-навать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихотворения).
5. Знают истории русского народного костюма и головных уборов.
6. Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества, уважать труд людей.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства, ее культуру, обычаи русского народа и передавать это наследие дальше нашим потомкам.
Если не мы, то кто же детям нашим поможет
Россию любить и знать!
Как важно не опоздать!
Литература:
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие Князева О. Л., Маханева М. Д. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004;
2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005;
3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004;
4. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / Литвинова М. Ф. М. : Айрис-пресс, 2003.