Приложение МААМ

Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей

Силина Наталья
Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей.

 Ребёнок раннего возраста постоянно стремится к самостоятельности, но практически во всем зависит от взрослых. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами, так как у него низкие возможности и навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем  в период «я сам», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас, научить его всем навыкам  самостоятельности: аккуратно есть, и использовать столовые приборы; одеваться и раздеваться,  используя различные виды застёжек; пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него. Особенностью развития ребёнка  раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

Темочки:

Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.  В любой игре присутствует единство и постоянство требований. Таким образом, в игровой форме у ребенка формируется тот или иной навык самообслуживания. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

С самого начала учебного года мы договорились с  помощником воспитателя о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Танкетки в раздевальной скрепили парами. В результате дети стали одновременно одеваться, сидя на них.

В умывальной комнате тоже многое изменили:  сделали удобный подход к зеркалам. Вначале мы думали, что детям гораздо удобнее пользоваться маленьким куском мыла, и разрезали кусок на четыре части. Но вскоре убедились, что в этом случае ребята воспринимают мыло как игрушку и вместо умывания играют с ним. Оказалось, что самая удобная величина — это кусок, разрезанный пополам.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб, салфетку. Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом — во время приема пищи, в умывальной комнате — при выполнении гигиенических процедур, в вестибюле — при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности, при постоянстве и единстве требований.

  Создавая  оптимальные условия по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, мы наметили: продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды, которая  основывается  на следующих принципах:

комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);

индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки);

динамичности (создание множества центров разной направленности);

информативности (для саморазвития используются алгоритмы действий, образцы).

оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовой деятельности.

Взаимодействие с родителями.

Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы впервые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.

 В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение  имеет удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для  обуви. Шкафы стали удобнее.  По нашей просьбе родители пришили вешалки к кофтам, брюкам. Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следили, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.  

Работая над формированием навыков самообслуживания  у детей раннего возраста, мы не забывали давать положительную оценку действиям ребенка. Выбирали похвалу, меняя её словесное оформление. Если у ребёнка появился новый предмет одежды с незнакомым для ребёнка принципом надевания, мы составляли программу обучения надевания этого предмета, придерживаясь предложенной методики обучения ребёнка способам одевания,

Педагоги проявляли терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому и иному навыку; оказывали помощь тогда, когда ребёнок не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я  помогу тебе сделать самому», замечали любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалили малыша, когда он достигал результата и не ругать, если  он выполнял что-то не так быстро и ловко, как нам хотелось; хвалили малыша за желание всё делать самому и не пытались помешать этому естественному желанию; отводили специальное время для занятий по самообслуживанию, для каждой вещи мы нашли постоянное место; были примером для малыша во всем.

Весь процесс совместных действий по формированию навыков самообслуживания у детей  раннего возраста привел к прогрессу в этой области у детей. Есть огромное желание добиться успехов в столь сложной, но интересной и благодарной работе!

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей
Опубликовано: 7 января 2025 в 14:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Силина Наталья (УИ 1921810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД