Силина Наталья
Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Рекомендации для воспитателей и родителей.
Ребёнок раннего возраста постоянно стремится к самостоятельности, но практически во всем зависит от взрослых. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами, так как у него низкие возможности и навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем в период «я сам», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас, научить его всем навыкам самостоятельности: аккуратно есть, и использовать столовые приборы; одеваться и раздеваться, используя различные виды застёжек; пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него. Особенностью развития ребёнка раннего возраста является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.
Темочки:
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. В любой игре присутствует единство и постоянство требований. Таким образом, в игровой форме у ребенка формируется тот или иной навык самообслуживания. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.
С самого начала учебного года мы договорились с помощником воспитателя о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Танкетки в раздевальной скрепили парами. В результате дети стали одновременно одеваться, сидя на них.
В умывальной комнате тоже многое изменили: сделали удобный подход к зеркалам. Вначале мы думали, что детям гораздо удобнее пользоваться маленьким куском мыла, и разрезали кусок на четыре части. Но вскоре убедились, что в этом случае ребята воспринимают мыло как игрушку и вместо умывания играют с ним. Оказалось, что самая удобная величина — это кусок, разрезанный пополам.
Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб, салфетку. Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом — во время приема пищи, в умывальной комнате — при выполнении гигиенических процедур, в вестибюле — при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности, при постоянстве и единстве требований.
Создавая оптимальные условия по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, мы наметили: продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды, которая основывается на следующих принципах:
комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);
индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки);
динамичности (создание множества центров разной направленности);
информативности (для саморазвития используются алгоритмы действий, образцы).
оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовой деятельности.
Взаимодействие с родителями.
Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы впервые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеет удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для обуви. Шкафы стали удобнее. По нашей просьбе родители пришили вешалки к кофтам, брюкам. Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следили, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.
Работая над формированием навыков самообслуживания у детей раннего возраста, мы не забывали давать положительную оценку действиям ребенка. Выбирали похвалу, меняя её словесное оформление. Если у ребёнка появился новый предмет одежды с незнакомым для ребёнка принципом надевания, мы составляли программу обучения надевания этого предмета, придерживаясь предложенной методики обучения ребёнка способам одевания,
Педагоги проявляли терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому и иному навыку; оказывали помощь тогда, когда ребёнок не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я помогу тебе сделать самому», замечали любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалили малыша, когда он достигал результата и не ругать, если он выполнял что-то не так быстро и ловко, как нам хотелось; хвалили малыша за желание всё делать самому и не пытались помешать этому естественному желанию; отводили специальное время для занятий по самообслуживанию, для каждой вещи мы нашли постоянное место; были примером для малыша во всем.
Весь процесс совместных действий по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста привел к прогрессу в этой области у детей. Есть огромное желание добиться успехов в столь сложной, но интересной и благодарной работе!