Папки-передвижки

Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции

Мария Аникина
Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции
▼ Скачать

Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка.

В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. И не всегда причиной становиться ослабленный организм и низкая сопротивляемость иммунитета. Наряду с этими причинами можно отметить психические аспекты. Такие как адаптационные и ситуативные стрессы, низкая самооценка, не умение ребенка взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и т. д. Дошкольный возраст – самый «ранимый». Дети, поступая в сад, попадают в стрессовую ситуацию. Сначала - это адаптационный период и всем известно, что это очень тяжелое время, когда ребенок заболевает не от того, что у него слабая иммунная система, а от затяжного стресса. Далее ребенок привыкает к новому пространству и распорядку, который вносит в его жизнь посещение детского сада. Но малейшее изменение в сложившийся ритм жизни – новый воспитатель, изменение требований и просто затяжные выходные снова разрушают устоявшийся мир ребенка. И как итог приводит к новой дестабилизации, психосоматическим расстройствам. И это только то, что находиться на самой поверхности. А отношения в детском коллективе, которые, подчас, могут стать серьёзной проблемой, не желанием посещать ребенком детский сад. Не продуманные действия родителей, которые приводят ребенка к слишком завышенной самооценке, либо же, наоборот, к неуверенности в своих силах и способностях. Слишком много факторов именно психического аспекта, а так же интимно личностных отношений, которые накладывают свой отпечаток на внутренние и внешние проявления и отношения ребенка с окружающим миром. Все эти, и не только, причины приводят к повышению внутреннего напряжения, выливаются в различные заболевания, которые, в свою очередь, имеют завидное постоянство и свойство перетекать в хроническое, сложно излечивается.

Публикация «Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции» размещена в разделах

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же их эмоциональное благополучие – это самая первая задача, которую ставит перед дошкольным учреждением ФГОС. Для его профилактики, а так же для выявления и коррекции детской дестабилизации существует различные методы и средства. Наиболее часто таким контролем занимается в саду педагог-психолог. На этого человека, в первую очередь, возложена ответственность за психологическое здоровье детей в детском саду. Психологическая работа заключается не только в непосредственной коррекционной и развивающей. Но и в работе психопросветительской, которая не маловажна и дает очень действенный инструмент – знания, как поступать в различных ситуациях, приводящих к психофизическим расстройствам детей. К сожалению, педагог-психолог не всегда может обеспечить сиюминутную поддержку взрослым и детям. И мы сталкиваемся с необходимостью – обучить взрослых и, в последствии, детей эмоциональной саморегуляции (научить успокаиваться, выходить из конфликта, комфортно взаимодействовать с другими детьми, взрослыми и т. д.). А так же с необходимостью предоставить место для релаксации, уединения ребенка, когда ему это необходимо для сохранения его психической целостности и сохранения его психофизического здоровья.

Первый человек, которого видит и с которым взаимодействует ребенок в детском саду – воспитатель. Именно от педагога зависит то, настолько комфортно будет он чувствовать себя, как будут протекать его дни. На воспитателе лежит ежесекундная ответственность за жизнь и здоровье ребенка, за его развитие, воспитание, обучение. Это очень тяжелое и вместе с тем очень ответственное дело. Оно требует очень много знаний, чуткости, терпения. В данном деле не случайно на первое место ставятся именно знания: о свойства, возможностях, особенностях детей в разные периоды развития. Именно опираясь на них можно грамотно простроить взаимодействие с ребенком. Научить его всему и воспитать из него личность. У каждого воспитателя существует определенный багаж этих знаний, умений, навыков которыми он пользуется в своей профессиональной деятельности. Но невозможно знать всё и помнить все приемы и методы работы, учитывать все «подводные камни» которые встречаются на пути. И здесь на помощь воспитателям приходят те самые «узкие специалисты», они вместе с воспитателем ищут и находят направление развития каждого ребенка, а так же помогают выявить и скорректировать возникающие проблемы. Эта помощь ценна и необходима и при правильном союзе всех участников педагогического процесса позволяет реализовать задачи, поставленные перед дошкольным учреждением родителями и обществом.

Групповая пространственная среда ДОУ насыщенна самой разнообразной атрибутикой, которая направлена на воспитание и развитие детей. Но, к сожалению, иногда в этой среде нет необходимого инструментария и соответствующего места для создания психофизического комфорта, и развития тех самых важных навыков психологической саморегуляции которая необходима для сохранения здоровья детей. Вот здесь и выходит на первый план то самое психопросвящение, которым должен заниматься в саду педагог-психолог и обеспечить воспитателей знаниями, как и что нужно сделать, для того, чтобы создать соответствующее оборудование, игры, условия и т. д.

В нашем саду по результатам работы с воспитателями было выявлено, что многие воспитатели знают о необходимости подобных мер профилактики заболеваний. Успешно используют отдельные элементы в своей работе, Творческой группой, в составе которой были педагог-психолог и воспитатели, было решено привести данные знания и опыт в систему и внедрить в работу инновации. Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции было нашей целью и планом по реализации формирования здоровья. Мы решали следующие задачи:

Создать зону психологического комфорта.

Наполнить её играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Обучить детей владеть собой в различных ситуациях

Обучить общению, решению конфликтов, повышению уверенности в себе.

Прежде чем оформлять психологический уголок и насыщать его инструментарием нами изучались различные факторы, влияющие на состояние психики ребенка. Было выявлено, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги и прессинга проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека, этот феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1997, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959, Ломов 1982. Вследствие этих знаний в работе с детьми было взято много игр влияющих на тактильное развитие, что помогало в развитии саморегуляции у детей стрессовых состояний (когда ребенок брал мягкую игрушку и прижимал её успокаиваясь, или же катал резиновый шипованый мяч который так же благотворно влияет на эмоциональное состояние). Пристальное внимание было уделено цветовому воздействию. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др., позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают у человека. Пригодились и эти знания когда встал вопрос о дизайне и цветовых решениях при создании различных атрибутов для игр и упражнений. И конечно было пристально изучен феномен «Релаксация», (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных. Техника как таковая была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах. И эти знания помогли разработать ряд упражнений для расслабления детей, что так же помогало при снижении мышечных зажимов у детей. Все эти и другие знания особенностей психологии, а так же других не маловажных аспектов размещения и соответствия материалов помогли для создания среды. В группах были созданы «Психологические уголки». При формировании уголков учитывались основные принципы создания среды дошкольного учреждения:

• Гибкость;

Самостоятельность

• Управляемость

• Активность

• Творчество;

• Индивидуальный подход.

Для помощи детям, которым по каким либо причинам было необходимо отдохнуть в уединении или просто побыть в относительном одиночестве мы использовали идею «уголка уединения». Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, по сотрудничеству со взрослым или сверстником. Такие уголки, созданные в каждой группе, позволили не только помочь детям в расслаблении и уединении, но так же выявили таких детей, которым необходима помощь. Как правило, такие дети имеют меланхоличный тип темперамента или же ситуативную потребность в одиночестве.

Материалы для «Психологических уголков» было решено разделить на следующие категории:

• Зона для психологической разгрузки. Уголки для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Боксерская груша, кукла «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.

• Игры для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции :

аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);

цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка,

свечи,

фонтаны,

игры с песком,

водой,

крупами,

пуговицами,

«Мешочки настроений»,

«Коробочки добрых дел».

• Игры для обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр :

«Азбука настроений»,

«Коврик дружбы»,

настольные,

дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»,

шкатулка с меленькими человечками,

«Подушка примирения»,

«Коробочка примирения»,

«Доска настроений».

• Игры для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей :

подиум,

медали,

«сонные игрушки»

• Игры для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде:

«Твистер»,

«Гусеница»,

«Веселый коврик»

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

В результате внедрения в групповое пространство ДОУ «Психологических уголков» повысилась комфортность нахождения детей в групповом пространстве. Снизилась тревожность связанная со взаимодействием в детском коллективе. Коммуникативные навыки детей пополнились большим количеством шаблонов приемлемых и адекватных выходов из стрессовых и конфликтных ситуаций. Эмоциональный фон стабильно положительный. Всё это позволило нам придти к выводу об оптимальности затраченных ресурсов и необходимости поддерживать использование данного уголка и атрибутов входящих в него как можно большему количеству участников педагогического взаимодействия.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982.

2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997.

3. Башкова И. В. Семантика восприятия. Обзор. Библиография. Красноярск, 1994.

4. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2002.

5. Иванов Л. М., Урванцев Л. П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций. М., 1978.

6. Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или азбука общения. М. : МИРОС, 1997.

7. Леонтьев А. Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М, 1982.

8. Ломов Б. Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М., 1982.

9. ЛюблинскаяА. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.

10. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии 2-е изд. (1946г.) - СПб. : 2002.

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

13. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Создание предметно-развивающей среды в детском саду для детей 3–4 лет» Когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад, то они зачастую испытывают те же эмоции, что и ребенок: страх как малыш зайдет.

Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные.

Развитие психологической компетентности детей дошкольного возраста посредством развивающей среды Психологическая компетентность ребёнка дошкольного возраста - это знание и понимание ребёнком себя, умение найти способы преодоления своих.

Создание благоприятной психологической среды в соответствии ФГОС ДО Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в.

Создание комфортной психологической среды в младшей группе в период адаптации Слайд 1 Слайд 2 Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации в детском саду может привести.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУСоздание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Создание развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Слайд 1 «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ с требованием по ФГОС» Группа раннего возраста «Рябинка» Слайд 2 Правильно организованная.

Создание экологическо-развивающей среды ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1. Комната природы (экологическая.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции
Опубликовано: 15 января 2016 в 09:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции» (включая файлы) размещена пользователем Мария Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД