Мария Аникина
Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка.
В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. И не всегда причиной становиться ослабленный организм и низкая сопротивляемость иммунитета. Наряду с этими причинами можно отметить психические аспекты. Такие как адаптационные и ситуативные стрессы, низкая самооценка, не умение ребенка взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и т. д. Дошкольный возраст – самый «ранимый». Дети, поступая в сад, попадают в стрессовую ситуацию. Сначала - это адаптационный период и всем известно, что это очень тяжелое время, когда ребенок заболевает не от того, что у него слабая иммунная система, а от затяжного стресса. Далее ребенок привыкает к новому пространству и распорядку, который вносит в его жизнь посещение детского сада. Но малейшее изменение в сложившийся ритм жизни – новый воспитатель, изменение требований и просто затяжные выходные снова разрушают устоявшийся мир ребенка. И как итог приводит к новой дестабилизации, психосоматическим расстройствам. И это только то, что находиться на самой поверхности. А отношения в детском коллективе, которые, подчас, могут стать серьёзной проблемой, не желанием посещать ребенком детский сад. Не продуманные действия родителей, которые приводят ребенка к слишком завышенной самооценке, либо же, наоборот, к неуверенности в своих силах и способностях. Слишком много факторов именно психического аспекта, а так же интимно личностных отношений, которые накладывают свой отпечаток на внутренние и внешние проявления и отношения ребенка с окружающим миром. Все эти, и не только, причины приводят к повышению внутреннего напряжения, выливаются в различные заболевания, которые, в свою очередь, имеют завидное постоянство и свойство перетекать в хроническое, сложно излечивается.
Публикация «Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же их эмоциональное благополучие – это самая первая задача, которую ставит перед дошкольным учреждением ФГОС. Для его профилактики, а так же для выявления и коррекции детской дестабилизации существует различные методы и средства. Наиболее часто таким контролем занимается в саду педагог-психолог. На этого человека, в первую очередь, возложена ответственность за психологическое здоровье детей в детском саду. Психологическая работа заключается не только в непосредственной коррекционной и развивающей. Но и в работе психопросветительской, которая не маловажна и дает очень действенный инструмент – знания, как поступать в различных ситуациях, приводящих к психофизическим расстройствам детей. К сожалению, педагог-психолог не всегда может обеспечить сиюминутную поддержку взрослым и детям. И мы сталкиваемся с необходимостью – обучить взрослых и, в последствии, детей эмоциональной саморегуляции (научить успокаиваться, выходить из конфликта, комфортно взаимодействовать с другими детьми, взрослыми и т. д.). А так же с необходимостью предоставить место для релаксации, уединения ребенка, когда ему это необходимо для сохранения его психической целостности и сохранения его психофизического здоровья.
Первый человек, которого видит и с которым взаимодействует ребенок в детском саду – воспитатель. Именно от педагога зависит то, настолько комфортно будет он чувствовать себя, как будут протекать его дни. На воспитателе лежит ежесекундная ответственность за жизнь и здоровье ребенка, за его развитие, воспитание, обучение. Это очень тяжелое и вместе с тем очень ответственное дело. Оно требует очень много знаний, чуткости, терпения. В данном деле не случайно на первое место ставятся именно знания: о свойства, возможностях, особенностях детей в разные периоды развития. Именно опираясь на них можно грамотно простроить взаимодействие с ребенком. Научить его всему и воспитать из него личность. У каждого воспитателя существует определенный багаж этих знаний, умений, навыков которыми он пользуется в своей профессиональной деятельности. Но невозможно знать всё и помнить все приемы и методы работы, учитывать все «подводные камни» которые встречаются на пути. И здесь на помощь воспитателям приходят те самые «узкие специалисты», они вместе с воспитателем ищут и находят направление развития каждого ребенка, а так же помогают выявить и скорректировать возникающие проблемы. Эта помощь ценна и необходима и при правильном союзе всех участников педагогического процесса позволяет реализовать задачи, поставленные перед дошкольным учреждением родителями и обществом.
Групповая пространственная среда ДОУ насыщенна самой разнообразной атрибутикой, которая направлена на воспитание и развитие детей. Но, к сожалению, иногда в этой среде нет необходимого инструментария и соответствующего места для создания психофизического комфорта, и развития тех самых важных навыков психологической саморегуляции которая необходима для сохранения здоровья детей. Вот здесь и выходит на первый план то самое психопросвящение, которым должен заниматься в саду педагог-психолог и обеспечить воспитателей знаниями, как и что нужно сделать, для того, чтобы создать соответствующее оборудование, игры, условия и т. д.
В нашем саду по результатам работы с воспитателями было выявлено, что многие воспитатели знают о необходимости подобных мер профилактики заболеваний. Успешно используют отдельные элементы в своей работе, Творческой группой, в составе которой были педагог-психолог и воспитатели, было решено привести данные знания и опыт в систему и внедрить в работу инновации. Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции было нашей целью и планом по реализации формирования здоровья. Мы решали следующие задачи:
Создать зону психологического комфорта.
Наполнить её играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Обучить детей владеть собой в различных ситуациях
Обучить общению, решению конфликтов, повышению уверенности в себе.
Прежде чем оформлять психологический уголок и насыщать его инструментарием нами изучались различные факторы, влияющие на состояние психики ребенка. Было выявлено, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги и прессинга проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека, этот феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1997, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959, Ломов 1982. Вследствие этих знаний в работе с детьми было взято много игр влияющих на тактильное развитие, что помогало в развитии саморегуляции у детей стрессовых состояний (когда ребенок брал мягкую игрушку и прижимал её успокаиваясь, или же катал резиновый шипованый мяч который так же благотворно влияет на эмоциональное состояние). Пристальное внимание было уделено цветовому воздействию. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др., позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают у человека. Пригодились и эти знания когда встал вопрос о дизайне и цветовых решениях при создании различных атрибутов для игр и упражнений. И конечно было пристально изучен феномен «Релаксация», (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных. Техника как таковая была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах. И эти знания помогли разработать ряд упражнений для расслабления детей, что так же помогало при снижении мышечных зажимов у детей. Все эти и другие знания особенностей психологии, а так же других не маловажных аспектов размещения и соответствия материалов помогли для создания среды. В группах были созданы «Психологические уголки». При формировании уголков учитывались основные принципы создания среды дошкольного учреждения:
• Гибкость;
• Самостоятельность
• Управляемость
• Активность
• Творчество;
• Индивидуальный подход.
Для помощи детям, которым по каким либо причинам было необходимо отдохнуть в уединении или просто побыть в относительном одиночестве мы использовали идею «уголка уединения». Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, по сотрудничеству со взрослым или сверстником. Такие уголки, созданные в каждой группе, позволили не только помочь детям в расслаблении и уединении, но так же выявили таких детей, которым необходима помощь. Как правило, такие дети имеют меланхоличный тип темперамента или же ситуативную потребность в одиночестве.
Материалы для «Психологических уголков» было решено разделить на следующие категории:
• Зона для психологической разгрузки. Уголки для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Боксерская груша, кукла «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.
• Игры для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции :
аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);
цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка,
свечи,
фонтаны,
игры с песком,
водой,
крупами,
пуговицами,
«Мешочки настроений»,
«Коробочки добрых дел».
• Игры для обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр :
«Азбука настроений»,
«Коврик дружбы»,
настольные,
дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»,
шкатулка с меленькими человечками,
«Подушка примирения»,
«Коробочка примирения»,
«Доска настроений».
• Игры для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей :
подиум,
медали,
«сонные игрушки»
• Игры для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде:
«Твистер»,
«Гусеница»,
«Веселый коврик»
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
В результате внедрения в групповое пространство ДОУ «Психологических уголков» повысилась комфортность нахождения детей в групповом пространстве. Снизилась тревожность связанная со взаимодействием в детском коллективе. Коммуникативные навыки детей пополнились большим количеством шаблонов приемлемых и адекватных выходов из стрессовых и конфликтных ситуаций. Эмоциональный фон стабильно положительный. Всё это позволило нам придти к выводу об оптимальности затраченных ресурсов и необходимости поддерживать использование данного уголка и атрибутов входящих в него как можно большему количеству участников педагогического взаимодействия.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982.
2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997.
3. Башкова И. В. Семантика восприятия. Обзор. Библиография. Красноярск, 1994.
4. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2002.
5. Иванов Л. М., Урванцев Л. П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций. М., 1978.
6. Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или азбука общения. М. : МИРОС, 1997.
7. Леонтьев А. Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М, 1982.
8. Ломов Б. Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М., 1982.
9. ЛюблинскаяА. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.
10. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии 2-е изд. (1946г.) - СПб. : 2002.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
13. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.